Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-06-20
Аннотация: Цифровизация различных сторон производственной и общественной деятельности, проблема повышения ответственности производителей за результаты наукоемких продуктов, широкое внедрение конвергентных технологий актуализируют проблемы трансдисциплинарности и трансдисциплинарного образования. Цель настоящей статьи состоит в проектировании системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе, направленной на формирование трансдисциплинарной личности. Методология и методы исследования. При проектировании системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе применялись взаимодополняющие методологии гуманистического, трансдисциплинарного, системного, синергетического, компетентностного, личностного, деятельностного, средового и технологического подходов. Результаты исследования. Разработана система трансдисциплинарного образования будущих педагогов дошкольного образования, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, имеющих общую цель и самостоятельные функции; она носит целостный и обобщенный характер. Факторный компонент системы является относительно независимым, т. е. он лишь частично может быть изменен исследователем (в части принципов трансдисциплинарного образования), но данный компонент оказывает влияние на другие компоненты системы и обеспечивает связь системы с внешней средой. Методологический компонент служит основой для проектирования других компонентов, определяя исходные методологические установки исследователя, логику движения его мысли в целом. Целевой компонент выполняет роль системообразующего, он определяет содержание процессуального, содержательного, технологического компонентов. Оценочно-коррекционный компонент задает системе трансдисциплинарного образования будущих педагогов дошкольного образования причинную цикличность, позволяя своевременно оценивать характер и проектировать направления корректирующих действий в отношении иных компонентов системы, определять ее эффективность в целом. Научная новизна результатов определяется новизной постановки проблемы исследования, а также отсутствием системных исследований и разработок в сфере трансдисциплинарного образования будущих педагогов как в зарубежной, так и в отечественной науке. Практическая и теоретическая значимость результатов. Система обеспечивает учет социального заказа на трансдициплинарное образование, согласованность теоретических положений и практики реализации, целостный подход к формированию компетенций, возможность коррекции результатов.
Ключевые слова: Трансдисциплинарность; трансдисциплинарное образование; педагогические системы; студенты-педагоги; подготовка будущих педагогов; педагогические вузы; дошкольные образовательные организации.

Для цитирования:

Крежевских, О. В. Проектирование системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе / О. В. Крежевских // Педагогическое образование в России. – 2020. – №6. – С. 174-187. DOI 10.26170/po20-06-20.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.