Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_12
Аннотация: Динамические изменения, происходящие в мире, в российском обществе, в различных сферах человеческой деятельности, требуют качественных перемен в системе российского педагогического образования, выдвигают новые актуальные требования к подготовке педагогических кадров и формированию их мотивации к профессиональной деятельности. Цель статьи – обозначить факторы, влияющие на формирование мотивации студентов, обучающихся по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», к работе в соответствии с полученным образованием, которые выявлены на основании опроса, проведенного в рамках научно-исследовательской работы «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах», реализуемой специалистами МПГУ по заказу Министерства просвещения России. Теоретической основой исследования являются положения о профессиональной мотивации студенческой молодежи, ее структуре и факторах, влияющих на формирование мотивации будущих педагогов к профессиональной деятельности. Изучение влияния образовательной организации высшего образования и социально-экономических факторов предстоящей трудовой деятельности выпускников на мотивацию будущих педагогов к работе по получаемому направлению подготовки авторы проводили в опоре на подходы К. Замфир (румынского социолога), отечественных исследователей В. И. Чиркова, Т. И. Печенкиной и Е. В. Петрова. В опросе приняли участие 3 363 обучающихся из 54 образовательных организаций высшего образования из всех федеральных округов Российской Федерации. Анализ результатов опроса показал, что у будущих педагогов мотивация к профессиональной трудовой деятельности по получаемому образованию подкрепляется в основном за счет внутренних и личностных факторов (интринсивная мотивация) и существенно снижается за счет негативной оценки внешних факторов (требования, ожидания, возможности к трудовой деятельности). По результатам анализа авторы делают вывод о необходимости разработки и внедрения специальных технологий и форм работы со студенческой молодежью, направленных на формирование мотивации к профессиональной деятельности в сфере получаемой обучающимися профессии по направлениям педагогической подготовки, и приводят примеры деятельности вуза по формированию профессиональной мотивации студентов к трудовой деятельности по получаемому образованию. Материалы статьи могут способствовать обновлению содержания форм работы со студенческой молодежью по укреплению мотивации к профессиональной деятельности в сфере получаемого образования.
Ключевые слова: педагогическое образование; педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; мотивационная сфера; профессиональная деятельность; мотивационные факторы
Abstract: Dynamic changes taking place in the world, in Russian society, in various spheres of human activity require qualitative changes in the system of Russian pedagogical education, put forward new urgent requirements for the training of teaching staff and the formation of their motivation for work. The purpose of the article is to identify the factors influencing the formation of motivation of students studying in the areas of training of the USGS 44.00.00 “Education and Pedagogical Sciences” to work in accordance with the received education, which were identified on the basis of a survey conducted as part of the research work “All-Russian interregional study on the representation of pedagogical education in 85 regions”, implemented by specialists of the Moscow State University by order of the Ministry of Education of Russia. The theoretical basis of the research is the provisions on the professional motivation of students, its structure and factors influencing the formation of professional motivation of future teachers. The study of the influence of the educational organization of higher education and socio-economic factors of the upcoming work activity on the motivation of future teachers to work in the direction of training received by the authors was based on the approaches of K. Zamfir (Romanian sociologist), domestic researchers V. I. Chirkov, T. I. Pechenkina and E. V. Petrov. 3 363 students from 54 educational institutions of higher education from all federal districts of the Russian Federation took part in the survey. The analysis of the survey results showed that future teachers’ motivation for professional work on the education they receive is supported mainly by internal and personal factors (intrusive motivation), and is significantly reduced due to a negative assessment of external factors (requirements, expectations, opportunities for work). Based on the results of the analysis, the authors conclude that it is necessary to develop and implement special technologies and forms of work with students aimed at forming motivation for professional activity in the field of the profession received by students in the areas of pedagogical training, and give examples of the activities of individual universities to form professional motivation of students for work in the education received. The materials of the article can contribute to updating the content of forms of work with students to strengthen motivation for work in the field of education.
Key words: teacher education; pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; motivational sphere; professional activity; motivational factors

Для цитирования:

Лесконог, Н. Ю. К вопросу о профессиональной мотивации студентов старших курсов педагогических вузов к работе в общеобразовательных организациях / Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 101-110. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_12.

For citation

Leskonog, N. Yu., Shalamova, L. F. (2022). On the Issue of Professional Motivation of Senior Students of Pedagogical Universities to Work in Educational Organizations // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 101-110. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.