Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_21
Аннотация: Целью статьи является описание дидактических и организационных условий развития интереса к музыке уральских композиторов в процессе обучения игре на фортепиано детей в детских музыкальных школах и детских школах искусств. В статье проанализированы подходы к определению понятия «музыкальный интерес» применительно к проблеме его формирования у учащихся ДМШ и ДШИ в региональной музыкальной культуре. Базисом для обучения игре на музыкальном инструменте и в целом всего педагогического процесса является интерес, который проявляется у разных детей в разной степени. Отсюда можно сделать вывод о наличии такой проблемы, как системное развитие интереса к музыкальному искусству. Данная проблема является одной из наиболее важных в музыкально-педагогическом образовательном процессе, поскольку без должного интереса невозможно достаточно качественно обучить ребенка игре на инструменте. В статье представлена характеристика традиций уральской композиторской школы, доказывается их перспективность в использовании произведений названной школы в обучении детей в ДМШ и ДШИ. Выявлена и описана специфика музыки композиторов Урала, такая как фольклорные элементы, связанные с народно-музыкальной культурой края, богатая жанровая основа музыки (уральские сказы, былины и т. д.). К дидактическим условиям, ориентированным на развитие интереса к музыке уральских композиторов, относится применение методов и приемов: метод словесной характеристики музыки, метод использования аудио- и видеозаписи, частично-поисковый метод, метод художественно-ассоциативного воздействия, аналитический метод, метод размышления о музыке. К организационным условия относятся: подбор определенного репертуара (включение в программу по инструменту произведений уральских композиторов); использование различных форм работы на уроках фортепиано (урок-концерт, урок самостоятельной работы, урок-музицирование, урок-импровизация и др.); разработка программ внеурочной деятельности учащихся с использованием музыки уральских композиторов (тематические лекции-концерты, конкурсы и викторины).
Ключевые слова: музыкальные интересы; музыкальная педагогика; музыкальное искусство; уральская музыка; уральские композиторы; детские музыкальные школы; музыкальная деятельность; музыкальное образование
Abstract: The purpose of the article is to describe the didactic and organizational conditions for the development of interest in the music of Ural composers in the process of teaching piano playing to children in children’s music schools and children’s art schools. The article analyzes approaches to the definition of the concept of “musical interest” in relation to the problem of its formation among students of secondary school and secondary school in regional musical culture. The basis for learning to play a musical instrument and, in general, the entire pedagogical process, is the interest that manifests itself in different children to varying degrees. From this we can conclude that there is such a problem as the systematic development of interest in musical art. This problem is one of the most important in the musical and pedagogical educational process, because without proper interest it is impossible to teach a child to play an instrument with sufficient quality. The article presents the characteristics of the traditions of the Ural school of composition, proves their prospects in using the works of the named school in teaching children in the secondary school and secondary school. The specifics of the music of the composers of the Urals are identified and described, such as folklore elements associated with the folk music culture of the region, a rich genre basis of music (Ural tales, epics, etc.). The didactic conditions focused on the development of interest in the music of Ural composers include the use of methods and techniques: the method of verbal characterization of music, the method of using audio and video recordings, partially the search method, the method of artistic and associative influence, the analytical method, the method of thinking about music. Organizational conditions include: the selection of a certain repertoire (the inclusion of works by Ural composers in the instrument program); the use of various forms of work in piano lessons (concert lesson, independent work lesson, music-making lesson, improvisation lesson, etc.); the development of extracurricular activities of students using the music of Ural composers (thematic lectures, concerts, contests and quizzes).
Key words: musical interests; musical pedagogy; musical art; Ural music; Ural composers; children’s music schools; musical activity; musical education

Для цитирования:

Поляков, А. В. Педагогические условия развития интереса к музыке уральских композиторов у обучающихся детской музыкальной школы / А. В. Поляков. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 184-191. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_21.

For citation

Polyakov, A. V. (2022). Pedagogical Conditions for the Development of Interest in the Music of Ural Composers among Students of the Children’s Music School // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 184-191. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_21.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.