Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрываются некоторые особенности овладения грамматикой русского языка иноязычными обучающимися (на примере освоения грамматических категорий имени прилагательного). Изучив нормативно-правовые документы, регулирующие обучение детей-мигрантов, авторы определили направления, которые необходимо учитывать при формировании содержания образовательной программы обучения в ДОУ и начальной школе. При этом основным принципом обучения русскому языку детей мигрантов в условиях поликультурного образовательного пространства ДОУ и начальной школы является принцип коммуникативно ориентированного обучения языку. Более подробно раскрыта работа над грамматическим строем русской речи у иноязычных дошкольников и младших школьников, поскольку именно грамматика выступает основой овладения любым языком. Грамматический материал осваивается обучающимися в связи с необходимостью его эффективного использования в речи, при решении поставленных коммуникативных задач. Авторы выделяют общие условия наблюдения над грамматическими признаками имени прилагательного и введения их в речевую практику: 1) соблюдение оптимального темпа с насыщенностью речевых действий, с видимым быстрым результатом своей работы для ребенка; 2) введение слов в контексте, закрепление в опыте реального общения, в наглядно-действенной интерпретации слышимого; 3) использование педагогам указательных жестов, образной мимики; 4) использование упражнений на понимание языковой конструкции и упражнений на подражание; 5) использование ассоциаций (зрительных, двигательных, жестовых и т. д.). Описывая особенности изучения грамматики имени прилагательного иноязычными обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста, авторы отмечают важность целенаправленного отбора прилагательных в качестве языкового материала, включение его в речевую практику обучающихся, поэтапное изучение грамматики прилагательного как части речи.
Ключевые слова: иноязычные обучающиеся; дети-мигранты; инофоны; грамматическая работа; имена прилагательные; прилагательные; русский язык как иностранный; начальное обучение русскому языку; дошкольники; дошкольные образовательные организации; начальная школа; младшие школьники
Abstract: The article reveals some features of mastering the grammar of the Russian language by foreign language students (on the example of mastering the grammatical categories of the adjective). Having studied the legal documents governing the education of migrant children, the authors identified areas that need to be taken into account when forming the content of the educational program of education in preschool and primary schools. At the same time, the main principle of teaching the Russian language to migrant children in the conditions of a multicultural educational space of preschool educational institutions and elementary schools is the principle of communicatively oriented language teaching. The work on the grammatical structure of Russian speech among foreign-language preschoolers and younger schoolchildren is disclosed in more detail, since it is grammar that acts as the basis for mastering any language. Grammar material is mastered by students in connection with the need for its effective use in speech, in solving the set communicative tasks. The authors highlight the general conditions for observing the grammatical features of the adjective and introducing them into speech practice: 1) observe the optimal pace with the saturation of speech actions, with a visible quick result of their work for the child; 2) the introduction of words in context, fixing them in the experience of real communication, in a visual-effective interpretation of what is heard; 3) the use of pointing gestures, figurative facial expressions for teachers; 4) the use of exercises for understanding the language structure and imitation exercises; 5) the use of associations (visual, motor, gesture, etc.). Describing the features of studying the grammar of the adjective by foreign language students of preschool and primary school age, the authors note the importance of purposeful selection of adjectives as language material, its inclusion in the speech practice of students, and the gradual study of the grammar of the adjective as a part of speech.
Key words: foreign language students; migrant children; foreign phones; grammar work; adjectives; adjectives; Russian as a foreign language; initial teaching of the Russian language; preschoolers; preschool educational organizations; Primary School; younger students

Для цитирования:

Краева, А. А. Овладение мигрантами дошкольного и младшего школьного возраста грамматикой русского языка (на примере имени прилагательного) / А. А. Краева, С. Е. Привалова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №2 . – С. 20-28.

For citation

Kraeva, A. A., Privalova, S. E. (2022). Mastering the Russian Grammar by Migrants of Preschool and Primary School Age (on the Example of the Adjective) // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №2 . – P. 20-28.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.