Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания условий для успешного обучения, воспитания и реализации потенциальных возможностей художественно одаренных детей в общеобразовательной школе. Авторы обращаются к решению проблемы формирования у них личностных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности. Цель статьи – раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у художественно одаренных детей личностных универсальных учебных действий и представить реализацию ее различных типов и видов в практике работы общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности. Методологической основой исследования являются: концепция одаренности (Д. Б. Богоявленская, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.), теоретические положения о принципах выявления и развития художественно одаренных детей (А. А. Адаскина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская), концепция формирования универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); теоретические положения, раскрывающие процесс организации проектной деятельности обучающихся (Е. С. Полат), идеи о педагогических условиях обучения, воспитания и развития одаренных детей И. Б. Мыловой. Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что исследователями обосновывается и доказывается, что проектная деятельность, в силу своей универсальности, имеет высокий познавательно-мотивирующий потенциал, она соответствует уровню познавательной активности и познавательных интересов художественно одаренных детей и способствует успешному формированию у них личностных УУД. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами проанализирован и обобщен педагогический опыт по формированию у художественно одаренных детей личностных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности в различных формах организации образовательной деятельности – урочной (на уроках «Музыки», «Мировой художественной культуры», «Изобразительного искусства») и внеурочной. Авторами описывается опыт участия школьников в реализации различных типов (творческих, исследовательских) и видов (индивидуальных, групповых) проектов.
Ключевые слова: художественно одаренные дети; детская одаренность; формирование личностных универсальных учебных действий; личностные универсальные учебные действия; проектная деятельность; метод проектов; творческие проекты; искусство; внеурочная деятельность; детское творчество
Abstract: The relevance of the article is due to the need to create conditions for successful education, upbringing and the realization of the potential of artistically gifted children in a comprehensive school. The authors turn to solving the problem of their formation of personal universal educational actions by means of project activities. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the project activity in the formation of artistically gifted children of personal universal educational actions and to present the implementation of its various types and types in the practice of work of a general education school with in-depth study of individual subjects of an artistic and aesthetic orientation. The methodological basis of the study are: the concept of giftedness (D. B. Epiphany, M. A. Kholodnaya, V. D. Shadrikov, etc.), theoretical provisions on the principles of identifying and developing artistically gifted children (A. A. Adaskina, A. A. Melik-Pashaev, Z. N. Novlyanskaya), the concept of forming universal educational theoretical provisions revealing the process of organizing the project activities of students (E. S. Polat), ideas about the pedagogical conditions of teaching, upbringing and development of gifted children I. B. Mylova. The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty consists in the fact that researchers substantiate and prove that the project activity, due to its universality, has a high cognitive and motivating potential, it corresponds to the level of cognitive activity and cognitive interests of artistically gifted children, and contributes to the successful formation of their personal ULA. The practical significance of the results of the study is that the authors analyzed and summarized the pedagogical experience in the formation of artistically gifted children of personal universal educational actions by means of project activities in various forms of organizing educational activities – lesson (in the lessons of “Music”, “World Art Culture”, “Fine Art”) and extra-time. The authors describe the experience of participation of schoolchildren in the implementation of various types (creative, research) and types (individual, group) projects.
Key words: artistically gifted children; children’s talent; formation of personal universal educational activities; personal universal learning activities; project activity; project method; creative projects; art; extracurricular activities; children’s creativity

Для цитирования:

Окуненко, Л. А. Проектная деятельность как средство формирования личностных УУД у художественно одаренных детей / Л. А. Окуненко, Е. А. Заплатина, Н. И. Кашина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №2 . – С. 29-36.

For citation

Okunenko, L. A., Zaplatina, E. A., Kashina, N. I. (2022). Project Activity as a Means of Forming Personal Universal Learning Activities in Artistically Gifted Children // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №2 . – P. 29-36.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.