Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня в Китае очень востребованным является начальное фортепианное образование. Педагоги фортепиано сталкиваются с проблемой выбора учебного репертуара. Данный выбор обусловлен необходимостью учета ряда принципов: художественная ценность репертуара, его воспитательная значимость (просветительский контекст), педагогическая целесообразность (направленность на формирование определенных пианистических навыков, учет индивидуальных особенностей учеников, перспектив их музыкального развития и т. д.). Авторы статьи предлагают расширить детский фортепианный репертуар за счет программных произведений русских композиторов XIX – начала XX вв. А. Т. Гречанинова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, С. М. Ляпунова, С. М. Майкапара, П. И. Чайковского и др., обладающих большим педагогическим потенциалом и реализующим вышеназванные принципы. Цель статьи – выявить педагогический потенциал фортепианной детской музыки русских композиторов XIX – начала XX вв. в формировании у начинающих пианистов Китая пианистических навыков. Методологической основой исследования являются: теоретические положения музыковедов и музыкантов-педагогов о детской музыке как феномене музыкальной культуры (Б. В. Асафьев, А. М. Лесовиченко, И. А. Немировская, Е. А. Сорокина, Т. К. Тарновская, Хоу Юэ и др.); идеи российских педагогов о путях формирования у начинающих исполнителей пианистических навыков (С. И. Савшинский, Г. М. Цыпин, А. А. Шмидт-Шкловская и др.); идеи современных китайских исследователей в области фортепианной педагогики о принципах отбора учебного репертуара (Дин И, Кан Юньюй, Хоу Юэ и др.). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что авторами статьи раскрываются возможности данного репертуара в формировании у начинающих пианистов навыков игры non legato, legato, staccato, форшлага, замены пальцев, навыков педализации, исполнения полифонии и т. д. Его яркая образность позволяет стимулировать у начинающих пианистов Китая интерес к фортепианному исполнительству, развивать художественное-образное мышление.
Ключевые слова: пианистические навыки; формирование пианистических навыков; начинающие пианисты; детская фортепианная музыка; русские композиторы; музыкальное искусство; музыкальное образование
Abstract: The relevance of the article is due to the fact that today in China primary piano education is very popular. Piano teachers are faced with the problem of choosing an educational repertoire. This choice is due to the need to take into account a number of principles: the artistic value of the repertoire, its educational significance (educational context), pedagogical expediency (focus on the formation of certain piano skills, taking into account the individual characteristics of students, the prospects for their musical development, etc.). The authors of the article propose expanding the children’s piano repertoire due to the program works of Russian composers of the XIX – early XX centuries. A. T. Grechaninov, C. A. Cui, A. K. Lyadov, S. M. Lyapunov, S. M. Maykapar, P. I. Tchaikovsky and others, who have great pedagogical potential and implement the above. The purpose of the article is to identify the pedagogical potential of piano children’s music of Russian composers of the XIX – early XX centuries in the formation of pianist skills among beginner pianists in China. The methodological basis of the study is: theoretical provisions of musicologists and musicians-teachers about children’s music as a phenomenon of musical culture (B. V. Asafiev, A. M. Lesovichenko, I. A. Nemirovskaya, E. A. Sorokina, T. K. Tarnovskaya, Hou Yue, etc.); ideas of Russian teachers on ways to form pianistic skills among novice performers (S. I. Savshinsky, G. M. Tsypin, A. A. Schmidt-Shklovskaya, etc.); ideas of modern Chinese researchers in the field of piano pedagogy about the principles of selection of the educational repertoire (Ding Yi, Kang Yunyu, Hou Yue, etc.). The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty consists in the fact that the authors of the article reveal the possibilities of this repertoire in the formation of non legato, legato, staccato, forschlag, finger replacement, pedalization skills, polyphony, etc. Its vivid imagery allows you to stimulate interest in piano performance among beginner pianists in China, to develop artistic and figurative thinking.
Key words: pianistic skills; formation of pianistic skills; beginning pianists; children’s piano music; Russian composers; musical art; musical education

Для цитирования:

Кашина, Н. И. Педагогический потенциал детской фортепианной музыки русских композиторов XIX – начала XX веков в формировании у начинающих пианистов Китая пианистических навыков / Н. И. Кашина, Се Линьцзинь. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 86-92.

For citation

Kashina, N. I., Xie, Lin Jin. (2022). Pedagogical Potential of Children’s Piano Music of Russian Composers of the XIX – Early XX Centuries in Formation of Pianist Skills in Beginners // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 86-92.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.