Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью изменений сложившейся системы профориентационной работы в России. Эти изменения должны учитывать множество факторов, таких как: изменчивость рынка профессий, связь его с рынком труда, все возрастающая ориентация молодежи при выборе профессии на свои личные интересы и склонности, а не на потребности экономики и государства, что проявляется в дисбалансе количества выпускников по тем или иным специальностям и потребностей рынка труда в специалистах данного профиля. Под системой профориентационной работы подразумевается ряд элементов (социальных институтов), объединенных общей целью и совместно работающих на ее достижение, – оказание высококачественной профориентационной помощи и поддержки, способствующих профессиональной и личностной самореализации каждого члена общества, приводящих к полезному вкладу первого в развитие и процветание последнего. Целью исследования ставится анализ и сравнение систем профориентационной работы в России и за рубежом. Используемые методы – описание и сравнение. Научная новизна состоит в сравнении актуального состояния систем профориентационной работы в России и зарубежных странах через обобщение опыта реализации профориентационного сопровождения. Автор статьи, анализируя специальную литературу по профориентационному самоопределению и профориентационной работе, выделяет сходства и различия систем профориентационной работы в России и за рубежом, предлагая пути развития системы профориентационной работы в России. Материалы статьи могут быть полезны в плане практического применения при реформировании действующей системы профориентационной работы в России.
Ключевые слова: профориентация; профессиональная ориентация; выбор профессии; система профориентационной работы; профориентационная работа; профессиональное самоопределение; российский опыт; зарубежный опыт; сравнительный анализ; профориентационные программы
Abstract: The relevance of this problem is due to the need to change the current system of career guidance work in Russia. These changes must take into account many factors such as: the job market volatility and it’s relationship to the labor market, the growing orientation of young people in choosing a profession, their own personal interests and inclinations which are not based on the needs of the economy and the state. This gives us an imbalance in the number of graduates in various specialties and the needs of the labor market for specialists of this profile. A number of social institutions united by a common goal is meant the system of career guidance work. The goal is to provide high-quality of career-oriented assistance. It will contribute to achieve the professional and personal self-realization to each member of society. It will lead to useful contribution of the individual and to the development of society. The social institutions must work together to provide high-quality career-oriented assistance. The object of the study is to analyze and compare the systems of career guidance work in Russia and abroad. The methods of description and comparison were used to achieve this goal. The scientific novelty of this article is to compare the current state of career guidance systems in Russia and abroad. This is achieved through generalization of the experience of implementing career guidance support. The author of this article analyzes the special literature on career guidance self-determination and career guidance work and highlights the similarities and difference between the career guidance work systems in Russia and abroad. The author also suggests the ways of developing the career guidance system in Russia. The materials of this article can be useful for practical application in the formation of the current system of career guidance work in Russia.
Key words: career guidance; professional orientation; choice of profession; career guidance system; career guidance work; professional self-determination; Russian experience; overseas experience; comparative analysis; career guidance programs

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.