Файл статьи: PDF
Аннотация: Возрождение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) свидетельствует о стремлении государства к созданию должных условий сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Настоящее исследование обусловлено устоявшимся малоподвижным образом жизни и низким уровнем проявления гибкости как базового вида физических качеств, а также недостаточной разработанностью системы ее воспитания в практике физического воспитания. Как известно, развитие гибкости связано с многократным повторением активных, пассивных, статических и специальных упражнений. Выполнение представленных упражнений в подготовительной части как нельзя лучше обеспечивает, с одной стороны, многократное повторение упражнений на растягивание, с другой – систематичность специфических воздействий. Цель исследования – разработать и апробировать специализированный комплекс физических упражнений, направленный на развитие гибкости у студенческой молодежи. В работе использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование степени развития физических качеств, методы математической статистики. Полученные результаты дают основание считать, что применение специализированного комплекса физических упражнений в подготовительной части приводит к статистически достоверным улучшениям гибкости (t = 2,87; P ˂ 0,05). В качестве научной новизны показана возможность использования условий подготовительной части не только для подготовки организма к основной части, но и для развития гибкости. Теоретическая значимость: полученные результаты дополняют имеющиеся знания теории и методики физического воспитания. Практическая значимость: специализированный комплекс физических упражнений может использоваться в вузах, ссузах, общеобразовательных школах и группах здоровья. Авторами сделаны следующие выводы: необходимо разрабатывать специализированные комплексы физических упражнений для целенаправленной подготовки студентов к выполнению требований ВФСК ГТО по всем видам испытаний, включая «Наклон вперед из положения, стоя»; целесообразно использовать вышеизложенный специализированный комплекс физических упражнений, направленный на развитие гибкости в подготовительной части учебных занятий по физической культуре; систематичность специфических воздействий на подвижность позвоночного столба и мышцы задней поверхности ног посредством специализированного комплекса физических упражнений обеспечивает кумулятивный эффект, способствующий развитию гибкости студенческой молодежи.
Ключевые слова: развитие гибкости; комплексы упражнений; студенты; высшие учебные заведения; ГТО; нормы ГТО; физкультурно-спортивные комплексы; физическое развитие; физическое воспитание; гимнастические упражнения
Abstract: The revival of the physical culture and sports complex “Ready for Labor and Defense” (VFSK TRP) testifies to the desire of the state to create the proper conditions for preserving and strengthening the health of student youth. This study is due to the established sedentary lifestyle and the low level of flexibility as a basic type of physical qualities, as well as the insufficient development of the system of its education in the practice of physical education. As you know, the development of flexibility is associated with repeated repetition of active, passive, static and special exercises. The performance of the presented exercises in the preparatory part is the best way to ensure, on the one hand, the repeated repetition of stretching exercises, on the other hand, the systematic nature of specific effects. The purpose of the study is to form and test a specialized set of physical exercises aimed at developing flexibility among students. The following research methods were used in the work: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical experiment, testing the degree of development of physical qualities, methods of mathematical statistics. The results obtained give reason to believe that the use of a specialized set of physical exercises in the preparatory part leads to statistically significant improvements in flexibility (t = 2,87; P ˂ 0,05). As a scientific novelty, the possibility of using the conditions of the preparatory part is shown not only to prepare the body for the main part, but also to develop flexibility. Theoretical significance: the results obtained complement the existing knowledge of the theory and methodology of physical education. Practical significance: a specialized set of physical exercises can be used in universities, colleges, secondary schools and health groups. The authors made the following conclusions: it is necessary to develop specialized complexes of physical exercises for the purposeful preparation of students to fulfill the requirements of the VFSK TRP for all types of tests, including “Bending forward from a standing position”; it is advisable to use the above-mentioned specialized set of physical exercises aimed at developing flexibility in the preparatory part of physical education lessons; systematic specific effects on the mobility of the spinal column and the muscles of the back surface of the legs through a specialized set of physical exercises, provide a cumulative effect that contributes to the development of the flexibility of students.
Key words: development of flexibility; sets of exercises; students; higher educational institutions; TRP; TRP standards; physical culture and sports complexes; physical development; physical education; gymnastic exercises

Для цитирования:

Цыбиков, Д. В. Развитие гибкости в системе подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО в образовательном процессе вуза / Д. В. Цыбиков, А. П. Атутов, Е. А. Крыласова, Т. В. Чебунина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 141-147.

For citation

Tsybikov, D. V., Atutov, A. P., Krylasova, E. A., Chebunina, T. V. (2022). Developing Flexibility in the Training System Students to Pass Rates of the TRP Complex in the Educational Process of the University // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 141-147.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.