Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В условиях ускоряющейся цифровизации общества формирование функционально грамотного, исследовательского мышления у обучающихся является трудной, но очень важной задачей. Представляется, что математика является одной из наиболее подходящих дисциплин для этого. А соответствующей решению задачи удобной формой проведения занятий являются лабораторные работы по математике (ЛРМ). Действительно, в основе ЛРМ может лежать математическая модель какого-либо реального явления или процесса; в ходе выполнения ЛРМ обучающимся придется проводить натурный и/или виртуальный эксперимент с использованием современного цифрового оборудования, с цифровой обработкой полученных данных; возможно, придется уточнять или модернизировать построенную математическую модель или схему опыта и вновь повторять его. В качестве иллюстрации авторы представляют несколько прошедших апробацию цифровых лабораторных работ по математике, в том числе использующих возможности «Цифровой лаборатории по математике» производства ООО «Научные развлечения» (Москва). Наблюдение за ходом выполнения работ показало, что лабораторные работы по математике, особенно сопровождаемые широким, но целесообразным, применением цифровых инструментов, вызывают активный интерес современных подростков. Происходит заметное «смещение» мышления обучающихся от репродуктивного уровня простого инструктивного исполнения к частично-исследовательскому и даже к исследовательскому уровню. Последовательно решая экспериментальные и/или теоретические задачи, возникающие при выполнении ЛРМ, подросток понимает свои дефициты в определенных разделах математики, и осознанно восполняет их, – самостоятельно или с помощью педагога. Одновременно формируются как конкретные умения, так и личность (само)обучающегося гражданина-исследователя.
Ключевые слова: лабораторные работы; математика; методика преподавания математики; экспериментальное мышление; экспериментально-лабораторный подход; цифровое мышление; цифровые технологии; исследовательская деятельность
Abstract: In the context of the accelerating digitalization of society, the formation of functionally competent, research thinking of students is a difficult, but very important task. It seems that mathematics is one of the most convenient disciplines for this. And corresponding to the solution of the problem, a convenient form of conducting classes is laboratory work in mathematics (LWM). Indeed, LWM can be based on a mathematical model of some real phenomenon or process; in the course of performing LWM, adolescents will have to conduct a full-scale and/or virtual experiment using modern digital equipment, with digital processing of the data obtained; it may be necessary to refine or modernize the constructed mathematical model or experimental scheme. As an illustration, the authors present several approved digital laboratory works in mathematics, including those using the capabilities of the Digital Laboratory for Mathematics, produced by Scientific Entertainment LLC (Moscow). Observing the progress of the work has shown that laboratory work in mathematics, especially accompanied by a wide, but expedient, use of digital tools, arouses the active interest of modern adolescents. There is a noticeable shift in the thinking of students from the reproductive level of simple instructional execution to a partial research and even research level. Consistently solving the experimental and/or theoretical problems that arise when performing LWM, a teenager understands his deficiencies in certain sections of mathematics, and consciously fills them up, either independently or with the help of a teacher. At the same time, both specific skills and the personality (self) of a student citizen-researcher are formed.
Key words: laboratory works; maths; methods of teaching mathematics; experimental thinking; experimental laboratory approach; digital thinking; digital technologies; research activities

Для цитирования:

Бодряков, В. Ю. Цифровые лабораторные работы по математике как современный инструмент формирования обучающегося-исследователя / В. Ю. Бодряков, А. А. Быков. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 148-159.

For citation

Bodryakov, V. Yu., Bykov, A. A. (2022). Digital Mathematical Laboratory Works as a Modern Tool for Forming the Student-Researcher // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 148-159.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.