Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена противоречием между массовым переходом вузов России на дистанционный формат обучения и недостаточной готовностью участников учебного процесса в условиях пандемии COVID-19. Проанализирована ситуация с дистанционным образованием до пандемии и выявлены предпосылки возникновения проблем и трудностей перехода на обучение онлайн. Анализ трудностей, с которыми столкнулись преподаватели и студенты вузов России, позволил выявить объективные и субъективные факторы их возникновения, а также разработать рекомендации по дальнейшему продолжению удаленного обучения в его сочетании с традиционным форматом обучения. Цель исследования заключается в анализе современного опыта работы в условиях пандемии COVID-19 на примере работы со студентами ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». Произведен анализ успехов и проблем, показаны противоречия между дистанционной и традиционной формами обучения, а также возможности использования дистанционного формата для проведения внутривузовских, межвузовских и международных научно-практических конференций для преподавателей и студентов. Рассмотрены основные модели организации обучения, предполагающие традиционные и удаленные форматы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Также произведен анализ трудов различных исследователей проблемы дистанционного обучения, как отечественных, так и зарубежных. В результате исследования сделан вывод, что в современной системе образования вузов России дистанционное образование может рассматриваться как дополняющая и усиливающая форма уже существующего традиционного («лицом к лицу») формата обучения с его социально-педагогическим, организационным и психолого-дидактическим потенциалом и в сочетании различных форм следует рассматривать будущее обучения в вузе. В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования.
Ключевые слова: дистанционное обучение; дистанционные образовательные технологии; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; российские вузы; образовательный процесс; студенты; онлайн-обучение; цифровизация образования; модели обучения; пандемия; коронавирус, COVID-19; электронная образовательная среда
Abstract: The relevance of the study is due to the contradiction between the massive transition of Russian universities to a distance learning format and the insufficient readiness of participants in the educational process in the conditions of the COVID-19 pandemic. The situation with distance education before the pandemic was analyzed and the prerequisites for the emergence of problems and difficulties in the transition to online education were identified. An analysis of the difficulties faced by teachers and students of Russian higher educational institutions enabled to identify objective and subjective factors of their occurrence, as well as to develop recommendations for the further continuation of distance learning in combination with the traditional learning format. The purpose of the study is to analyze modern work experience in the conditions of the COVID-19 pandemic using the example of working with students of the Plekhanov Russian University of Economics. The analysis of successes and problems is conducted; the contradictions between distance and traditional forms of education are shown as well as the possibility of using a remote format for holding intra-university, inter-university and international scientific and practical conferences for teachers and students. The main models of organizing the studies are considered, which imply traditional and remote formats of studying using distance educational technologies. The works of various researchers, both Russian and foreign, on the problem of distance learning, are also analyzed. As a result of the study, it was concluded that in the modern education system of Russian higher educational institutions, distance education can be considered as a complementary and reinforcing form of the already existing traditional (“face to face”) training format with its socio-pedagogical, organizational, and psychological-didactic potential. In the work, the methods of theoretical (analysis, synthesis, systematization, comparison) and empirical (study of literature, interview, questionnaire, observation) research were used in a comprehensive manner. The combination of forms of interaction in real and virtual space in learning in modern didactics should be considered as a general didactic principle of learning.
Key words: distance learning; distance educational technologies; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; Russian universities; educational process; students; online learning; digitalization of education; learning models; pandemic; coronavirus, COVID-19; electronic educational environment

Для цитирования:

Петрова, Л. Н. Плюсы и минусы дистанционного обучения в вузах России в условиях пандемии COVID-19 / Л. Н. Петрова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 128-134.

For citation

Petrova, L. N. (2022). Pros and Cons of Distance Learning at Russian Universities During the COVID-19 Pandemic // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 128-134.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.