Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, посвященного оценке уровней сформированности здоровьесберегающей компетенции физкультурной образованности у обучающихся общеобразовательных школ города Кургана и Шадринска, а также бакалавров Курганского государственного университета (КГУ) и Шадринского государственного педагогического университета (ШГПУ). В литературе здоровьесберегающая компетенция изучена в рамках общей образованности, но недостаточно обоснована как одна из ключевых в контексте физкультурной образованности и ее преемственного развития у старшеклассников и студентов-бакалавров. Поэтому целью данной статьи явились оценка уровней сформированности выделенного компонентного состава здоровьесберегающей компетенции физкультурной образованности и описание организационно-педагогических условий, которые повлияли на ее изменение в рамках проведенной экспериментальной работы. Исследование проведено в совокупности компетентностного, системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов с применением эмпирических методов исследования. Для оценки объекта исследования использовались адаптированный тест-опросник «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни» (по С. Дерябо, В. Ясвину) и разработанная балльно-уровневая система оценивания когнитивно-осознаваемого и деятельностно-поведенческого компонентов здоровьесберегающей компетенции. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 1 120 обучающихся (560 – учащиеся старших классов, 560 – бакалавры классического университета). Все испытуемые были разделены на 8 групп по следующим критериям: по возрасту (обучающиеся школы 10–11 класса, обучающиеся вуза 1–2 курса бакалавриата); по гендерному признаку (группы юношей и группы девушек); по включенности в физкультурно-спортивную деятельность (спортсмены, не спортсмены). Результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике изменений у респондентов экспериментальной группы (г. Курган) в оценке уровня сформированности компонентов и здоровьесберегающей компетенции в целом в сравнении с контрольной группой (г. Шадринск). Это позволяет сделать вывод, что благодаря внедрению комплекса физкультурно-образовательного пространства с выделенными организационно-педагогическими условиями происходят качественные изменения в преемственном развитии здоровьесберегающей компетенции физкультурной образованности у обучающихся общеобразовательных школ и бакалавров классического университета.
Ключевые слова: физкультурная образованность; физическая культура; здоровье школьников; здоровьесбережение; здоровьесберегающие компетенции; когнитивно-осознаваемый компонент; деятельностно-поведенческий компонент; старшеклассники; бакалавры; преемственность обучения; спортсмены
Abstract: The article presents the results of a study devoted to assessing the levels of formation of health-saving competence of physical education among students of general education schools in the city of Kurgan and Shadrinsk, as well as bachelors of Kurgan State University (KSU) and Shadrinsk State Pedagogical University (SSPU). In the literature, health-saving competence has been studied within the framework of general education, but it is not sufficiently substantiated as one of the key ones in the context of physical education and its successive development among high school students and bachelor students. Therefore, the purpose of this article was to assess the levels of formation of the selected component composition of the health-saving competence of physical education and to describe the organizational and pedagogical conditions that influenced its change within the framework of the experimental work. The study was conducted in the aggregate of competence-based, systemic, activity-based and person-oriented approaches using empirical research methods. To assess the object of study, an adapted test-questionnaire “Attitude towards health and a healthy lifestyle” (according to S. Deryabo, V. Yasvin) and a developed point-level system for assessing the cognitive-conscious and activity-behavioral components of health-saving competence were used. 1 120 students took part in the experimental work (560 – high school students, 560 – bachelors of a classical university). All subjects were divided into 8 groups according to the following criteria: by age (school students in grades 10–11, university students in 1–2 years of bachelor’s degree); by gender (groups of boys and groups of girls); on involvement in physical culture and sports activities. The results of the study indicate a positive dynamic of changes in the respondents of the experimental group (Kurgan) in assessing the level of formation of components and health-saving competence in general in comparison with the control group (Shadrinsk). This allows us to conclude that due to the introduction of a complex of physical education space with dedicated organizational and pedagogical conditions, qualitative changes occur in the successive development of the health-saving competence of physical education among students of general education schools and bachelors of a classical university.
Key words: physical education; Physical Culture; schoolchildren's health; health saving; health-saving competencies; cognitively conscious component; activity-behavioral component; high school students; bachelors; continuity of education; athletes

Для цитирования:

Егорова, Н. В. Оценка здоровьесберегающей компетенции физкультурной образованности обучающихся общеобразовательных школ и классического университета в рамках ее преемственно-го развития / Н. В. Егорова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 136-144.

For citation

Egorova, N. V. (2022). Assessment of the Health-Saving Competence of Students’ Physical Education in General Schools and a Classical University Within Its Continuous Development // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 136-144.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.