Архив журнала
АГРОШКОЛА: НОВЫЙ ФОРМАТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
- 1180
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_03
Аннотация: Проект «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» направлен на успешную реализацию Национального проекта РФ «Образование», отвечает приоритетам Стратегии
научно-технологического развития нашей страны, коррелирует с целями Государственной программы нашей страны «Комплексное развитие сельских территорий» по сохранению доли людей,
проживающих в сельской местности, и формированию кадрового потенциала села. Актуальность
проекта обусловлена еще и тем, что создаются условия для приобретения знаний, умений, навыков
и формирования компетенций, необходимых для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования, что отвечает принципам программы развития системы образования
и реализации молодежной политики в Свердловской области и соответствует Стратегическому плану развития города Екатеринбурга. Цель проекта – создание и развитие Агрошколы как нового
формата равновесной социальной экосистемы с разнообразием элементов, способных к эффективной коммуникации. Методология. На первом этапе проведена аналитическая (подготовительная)
работа. На втором этапе разработана и описана модель Агрошколы. Третий этап посвящен апробации модели, комплектованию оборудованием, формированию каталога методического и материально-технического обеспечения Агрошколы и пр. Результаты реализации проекта: основой достижения социально-экономического эффекта от реализации проекта является созданный новый
формат социальной экосистемы. Продуцентами экосистемы являются Агрошкола и органы местного самоуправления, а также региональные органы государственной исполнительной власти. Консументами данной экосистемы являются дети, родители, местное население села Горный щит и поселка Шабровский Чкаловского района. Кроме того, к благополучателям в данном случае относятся
и другие образовательные организации, где внедрены элементы или целые программы Агрошколы.
Редуценты в созданной экосистеме – это социальные партнеры и выпускники Агрошколы, которые
помогают реализовывать задачи проекта и способствуют вторичному использованию генерируемых
ресурсов. Научная новизна состоит в том, что это первый проект, решающий целый комплекс задач, направленных как на повышение эффективности образовательной и научной деятельности
школьников, на увеличение возможностей выявления талантливой молодежи, так и на укрепление
успешного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Практическая значимость
основывается на том, что созданные на территории Агрошколы и пришкольных участках тематические рекреационные зоны используются в качестве «экологической тропы» при организации экскурсий не только для учеников, но и для местного населения и гостей района. Появилась возможность проведения на базе Агрошколы культурных, экологических, профориентационных мероприятий районного, муниципального и всероссийского уровней. Данные, полученные участниками
проекта в результате научно-исследовательской работы, используются педагогами для повышения
образовательного уровня учащихся. Реализация проекта способствовала созданию методического
пространства Агрошколы, положительный опыт которого успешно распространяется среди других
образовательных учреждений. Заключение. Агрошкола как новый формат социальной экосистемы – это своеобразная инфраструктура синергетического взаимодействия власти, бизнеса, технологических лидеров и социо-экономических объектов для обеспечения ее технологического развития.
Такое взаимодействие позволило зафиксировать социально-экономический эффект
Ключевые слова: профориентация школьников; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; профориентационная работа; выбор профессии; агроклассы; агрошколы; поддержка талантливых детей; развитие сельских территорий; социальная экосистема
Abstract: The project “Agricultural school: a new format of the social ecosystem” is aimed at the successful implementation of the National Project of the Russian Federation “Education”, meets the priorities
of the Strategy of scientific and technological development of our country, correlates with the goals of the
State Program of our country “Integrated development of rural areas” to preserve the proportion of people
living in rural areas and the formation of the human potential of the village. The relevance of the project is
also due to the fact that conditions are being created for the acquisition of knowledge, skills, and the formation of competencies necessary for an informed choice of profession and obtaining vocational education, which meets the principles of the program for the development of the education system and the implementation of youth policy in the Sverdlovsk region and corresponds to the Strategic Development Plan
of the city of Yekaterinburg. The aim of the project is to create and develop an Agricultural School as a new
format of an equilibrium social ecosystem with a variety of elements capable of effective communication.
Methodology. At the first stage, analytical (preparatory) work was carried out. At the second stage, an Agricultural School model was developed and described. The third stage is devoted to the testing of the model,
equipment acquisition, the formation of a catalog of methodological and logistical support of agricultural
schools, etc. The results of the project: the basis for achieving the socio-economic effect of the project is the
created new format of the social ecosystem. The producers of the ecosystem are the Agricultural School and
local self-government bodies, as well as regional state executive authorities. The consults of this ecosystem
are children, parents, the local population of the village of Gorny Shield and the village of Shabrovsky in
the Chkalovsky district. In addition, the beneficiaries in this case include other educational organizations
where elements or entire Agricultural School programs have been implemented. The reducers in the created
ecosystem are social partners and graduates of the Agricultural School, who help to implement the tasks of
the project and contribute to the secondary use of the generated resources. The scientific novelty lies in the
fact that this is the first project that solves a whole range of tasks aimed both at improving the effectiveness of
educational and scientific activities of schoolchildren, at increasing the opportunities for identifying talented
youth, and at strengthening successful cooperation of all participants in the educational process. The practical significance is based on the fact that thematic recreational zones created on the territory of the Agricultural School and school sites are used as an “ecological trail” when organizing excursions not only for
students, but also for the local population and guests of the district. There is an opportunity to hold cultural,
environmental, career guidance events at the district, municipal and All-Russian levels on the basis of the
Agricultural School. The data obtained by the project participants as a result of research work is used by
teachers to improve the educational level of students. The implementation of the project contributed to the
creation of the methodological space of the Agricultural School, the positive experience of which is successfully distributed among other educational institutions. Conclusion. The agricultural school as a new format
of the social ecosystem is a kind of infrastructure of synergetic interaction between government, business,
technological leaders and socio-economic objects to ensure its technological development. Such interaction
made it possible to fix the socio-economic effect
Key words: vocational guidance for schoolchildren; professional orientation; professional self-determination;
career guidance work; choice of profession; agroclasses; agricultural schools; support for talented children; development of rural areas; social ecosystem
Для цитирования:
Лозгачева, О. В. Агрошкола: новый формат социальной экосистемы /
О. В. Лозгачева, О. С. Чеченихина, И. Р. Соколовская, С. А. Палкина, Н. С. Обожина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 5. – С. 26-38. – DOI:
10.26170/2079-8717_2022_05_03 // Педагогическое образование в России. – 2022. – №5. – С. 26-38. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_03.
For citation
Lozgacheva, O. V., Chechenikhina, O. S., Sokolovskaya, I. R., Palkina, S. A., Obozhina, N. S. (2022). Agricultural School: A New Format of the Social Ecosystem. In Pedagogical Education in
Russia. No. 5, pp. 26-38. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_03 // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №5. – P. 26-38. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_03.