Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_19
Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме современного высшего педагогического образования – развитию мотивации студентов к овладению основами педагогической профессии в условиях вуза. Мотивация является не только необходимым условием, но и средством повышения качества подготовки педагогических кадров. Отмечается, что мотивация, направленная на образовательную деятельность, формируется на основе различных взаимодействующих факторов: интересов, целевых установок, идеалов, личностных смыслов и т. д. Рассматриваются различные подходы к изучению профессионально-педагогической мотивации, трактовке понятия «мотивация» в работах российских и китайских авторов. На основе анализа работ выделяются ценностные, содержательные, процессуальные теории мотивации, а также теория когнитивного диссонанса, теория ожидаемой ценности. Приводятся классификация и анализ видов мотивации, которые необходимо учитывать при организации и управлении образовательным процессом в педагогическом вузе: мотивация внешняя и внутренняя; мотивация межличностных выборов; мотивация достижения; мотивация позитивная и негативная; мотивация устойчивая и неустойчивая. Анализируются функции учебной мотивации и условия достижения положительного результата в ее развитии у студентов к получению педагогического образования. Делается вывод о том, что мотивация к освоению теоретических и практических основ будущей профессии выступает условием и средством формирования и развития интереса студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогические вузы; китайские вузы; российские вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; учебная мотивация; классификация теорий мотивации; классификация видов мотивации
Abstract: This article is devoted to the actual problem of modern higher pedagogical education – the development of students’ motivation to master the basics of the teaching profession in a university setting. Motivation is not only a necessary condition, but also a means of improving the quality of teacher training. It is noted that motivation aimed at educational activities is formed on the basis of various interacting factors: interests, goals, ideals, personal meanings, etc. Various approaches to the study of professional and pedagogical motivation, the interpretation of the concept of “motivation” in the works of Russian and Chinese authors are considered. Based on the analysis of works, value, content, process theories of motivation, as well as the theory of cognitive dissonance, the theory of expected value, are distinguished. A classification and analysis of the types of motivation that must be taken into account when organizing and managing the educational process in a pedagogical university is given: external and internal motivation; motivation for interpersonal choices; achievement motivation; motivation positive and negative; motivation is stable and unstable. The functions of educational motivation and the conditions for achieving a positive result in its development among students to receive a pedagogical education are analyzed. It is concluded that the motivation to master the theoretical and practical foundations of the future profession is a condition and means of forming and developing students’ interest in future professional and pedagogical activities.
Key words: pedagogical universities; Chinese universities; Russian universities; student teachers; training of future teachers; learning motivation; classification of motivation theories; classification of types of motivation

Для цитирования:

Ма Кэ. Проблема мотивации студентов к обучению в педагогических вузах Китая и России / Ма Кэ, Л. Н. Пичугина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 147-156. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_19.

For citation

Ма Ке, Pichugina, L. N. (2022). The Problem of Motivation of Students to Learning in Pedagogical Universities of China and Russia // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 147-156. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_19.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.