Архив журнала
Оценка самоэффективности магистрантов гуманитарных направлений как средство определения их образовательных запросов
- 359
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_12
Аннотация: Введение. Система вузовского образования Российской Федерации в рамках Болонского процесса, несмотря на относительно длительный срок реализации программ, так и не стала той, которую планировали создать, но при этом она уже успела выработать некую закономерность функционирования высшего образования. На данный момент в связи с выходом из Болонского процесса у выпускников бакалавриата наметилась тенденция к изменению отношения к дальнейшему обучению в магистратуре.
В современных реалиях магистратура занимает в системе образования особое место. Предлагаемые программы обучения отслеживают актуальность рынка труда и становятся все более вариативными. При этом профессиональная подготовка в магистратуре соотносится с более высоким и, как следствие, более престижным уровнем профессионального обучения. Поэтому, по нашему мнению, магистратура может закрыть потребность общества в высококвалифицированных профессиональных кадрах, востребованных в разных сферах трудовой деятельности.
Вместе с тем количество бакалавров, продолжающих обучение в магистратуре, составляет всего 1/3 часть от общего количества выпускников. Вероятно, это можно объяснить степенью готовности личности к самообразованию и зрелостью подхода к профессиональным проблемам, индивидуальной траекторией развития и профессиональной мобильностью. Вместе с тем обращает на себя внимание и тот факт, что поступающие в магистратуру часто не уделяют внимание вопросам эффективности своих ресурсов, стремятся к быстрому получению диплома, что неизбежно приводит к ухудшению качества образования.
Цели статьи – анализ результатов исследования деятельностной и социальной самоэффективности студентов магистратуры 1-го года обучения Сургутского госуниверситета. Выбор магистрантов в качестве испытуемых был обусловлен как недостаточной изученностью этой особой группы взрослых обучающихся, выделенной в системе российского образования относительно недавно, так и высокой концентрированностью их образовательного процесса, имеющего ограниченные временные рамки.
Методология и методики исследования. Осуществлялся анализ научных публикаций, связанных с обсуждением самоэффективности личности в контексте учебно-профессиональной деятельности. Для реализации исследования был использован «Тест определения самоэффективности» Маддукса и Шеера (перевод и модификация Л. Бояринцевой) (1 этап работы) и SWOT-анализ «среза» способностей (2 этап работы). С целью более глубокого анализа полученных данных и для установления статистических различий между экспериментальными группами применялся U-критерий Манна-Уитни.
Результаты и научная новизна. Анализ публикаций показал, что в современных условиях в связи с проведением различных экономических, политических, социальных реформ проблема результативности деятельности становится все более актуальной, что требует активации движущих сил, побуждающих к ней. Вместе с тем анализ научной литературы показывает, что исследование проблемы самоэффективности личности (особенно студентов магистратуры) является недостаточно изученным, что обусловливает актуальность нашего исследования.
Было установлено, что магистранты испытывают потребность в развитии их коммуникативной эффективности и затруднения в применении эффективных коммуникативных технологий для достижения поставленной цели.
Практическая значимость. Исследование решает задачи и теоретические – по расширению спектра знаний о студентах магистратуры, и практические – по определению, корректировке и последующей профилактике проблемных мест в образовательном процессе на второй ступени высшего профессионального образования.
Ключевые слова: магистратура; деятельностная самоэффективность; коммуникативная самоэффективность; образовательные запросы; высшие учебные заведения
Abstract: . Introduction. The system of higher education in the Russian Federation within the framework of the Bologna process, despite the relatively long period of implementation of programs, has not become the one that was planned to be created, but at the same time it has already managed to develop a certain pattern of functioning of higher education. At the moment, due to the withdrawal from the Bologna process, undergraduate graduates have a tendency to change their attitude to further study in the master's degree.
In modern realities, the magistracy occupies a special place in the education system. The training programs offered follow the relevance of the labor market and become more and more varied. At the same time, vocational training in the master's program correlates with a higher and, as a result, more prestigious level of vocational training. Therefore, in our opinion, the magistracy can close the need of society for highly qualified professional personnel in demand in various areas of labor activity.
At the same time, the number of bachelors continuing their studies in the magistracy is only 1/3 of the total number of graduates. Probably, this can be explained by the degree of readiness of the individual for self-education and maturity of the approach to professional problems, individual development trajectory and professional mobility. At the same time, attention is also drawn to the fact that applicants to the magistracy often do not pay attention to the efficiency of their resources, strive for a quick diploma, which inevitably leads to a deterioration in the quality of education.
Purpose of the article. The purpose of the article is to analyze the results of a study of the activity and social self-efficacy of 1st year graduate students of Surgut State University. The choice of undergraduates as test subjects was due to both the lack of knowledge of this special group of adult learners, identified in the Russian education system relatively recently, and the high concentration of their educational process, which has a limited time frame.
Methodology and methods of research. The analysis of scientific publications related to the discussion of self-efficacy of the individual in the context of educational and professional activities was carried out. To implement the study, the “Self-efficacy Test” of Maddux and Scheer (translated and modified by
L. Boyarintseva) (stage 1 of the work) and a SWOT analysis of the "slice" of abilities (stage 2 of the work) were used. In order to analyze the data obtained in more depth and to establish statistical differences between the experimental groups, the Mann-Whitney U-test was used.
Results and scientific novelty. The analysis of publications has shown that in modern conditions, in connection with the implementation of various economic, political, and social reforms, the problem of performance is becoming more and more urgent, which requires the activation of the driving forces that encourage it. At the same time, the analysis of scientific literature shows that the study of the problem of self-efficacy of the individual (especially graduate students) is insufficiently studied, which determines the relevance of our research.
It was found that undergraduates have a need to develop their communicative efficiency and difficulties in using effective communication technologies to achieve their goal.
Practical significance. The research solves both theoretical tasks – to expand the range of knowledge about master’s degree students, and practical tasks – to identify, correct and then prevent problem areas in the educational process at the second stage of higher professional education.
Key words: magistracy; activity self-efficacy; communicative self-efficacy; educational requests; higher education institutions
Для цитирования:
Грехова И. П. Оценка самоэффективности магистрантов гуманитарных направлений как средство определения их образовательных запросов / И. П. Грехова, М. Э. Гузич. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 94-100. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_12.
For citation
Grekhova. I. P., Guzich, M. E. (2022). Assessment of Self-Efficacy of Undergraduates in Humanitarian Directions as a Means of Determining Their Educational Requests // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 94-100. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_12.