Файл статьи: 6-2022-190-201.pdf
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_23
Аннотация: Цифровизация современного образования актуализирует проблемы научного обоснования применения разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы. В статье раскрываются теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом сопровождении личностного саморазвития и профессионального становления будущих педагогов в вузе, а также представлен опыт реализации авторской программы «Педагогическое сопровождение профессионального личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза» с применением различных средств ИКТ, в том числе мультимедиа, в условиях дистанционного, гибридного (смешанного) формата обучения. При написании статьи были рассмотрены такие средства ИКТ, как диагностические (прохождение и обработка результатов стандартизированных методик, направленных на выявление профессионально значимых качеств личности), консультативные (предоставление педагогических консультаций, педагогического коучинга, новых знаний), организаторские (осуществление проектной деятельности: презентации, видеоролики), для саморазвития и самообразования (вебинары, онлайн-конференции, образовательные сайты) и др. Использование средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза способствовало повышению мотивации студентов к обучению, формированию и развитию профессионально значимых качеств личности. Были созданы благоприятные условия для реализации таких потребностей, как саморазвитие, самообразование, коммуникативные склонности (обогащение словарного запаса, развитие культуры речи и др.), организаторские склонности, саморефлексия. Применение ИКТ в процессе реализации авторской программы «Педагогическое сопровождение профессионального личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза» расширило возможности преподавателя и студентов. Это позволило нам повысить ИКТ-компетентность будущих педагогов, сформировать навыки проектно-исследовательской работы, информационную культуру, навыки практической грамотности. Статья отражает результаты научного исследования, проведенного в контексте деятельностного и синергетического подходов.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; высшие учебные заведения; студенты; педагогическое сопровождение; образовательный процесс; личностное саморазвитие; информационная компетентность
Abstract: The digitalization of modern education actualizes the problems of scientific substantiation of the use of various means of information and communication technologies in the educational process of higher education. The article reveals the theoretical aspects of the use of information and communication technologies in the pedagogical support of personal self-development and professional development of future teachers at the university, and also presents the experience of implementing the author’s program “Pedagogical support for professional personal self-development of students in the educational process of the university” using various ICT tools, including including multimedia, in conditions of remote, hybrid (mixed) learning format. When writing the article, such ICT tools were considered as diagnostic (passing and processing the results of standardized methods aimed at identifying professionally significant personal qualities), advisory (providing pedagogical consultations, pedagogical coaching, new knowledge), organizational (implementation of project activities: presentations, videos), for self-development and self-education (webinars, online conferences, educational sites), etc. The use of information and communication technologies in the educational process of the university contributed to increasing the motivation of students to learn, form and develop professionally significant personality traits. Favorable conditions were created for the realization of such needs as self-development, self-education, communicative inclinations (enrichment of vocabulary, development of speech culture, etc.), organizational inclinations, self-reflection. The use of ICT in the implementation of the author’s program “Pedagogical support for the professional personal self-development of students in the educational process of the university” has expanded the capabilities of the teacher and students. This allowed us to improve the ICT competence of future teachers, to form the skills of design and research work, information culture, and practical literacy skills. The article reflects the results of a scientific study conducted in the context of the activity and synergetic approaches.
Key words: information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; higher educational institutions; students; pedagogical support; educational process; personal self-development; information competence

Для цитирования:

Сучкова, О. А. Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза / О. А. Сучкова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 190-201. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_23.

For citation

Suchkova, O. A. (2022). Information and Communication Technologies in the System of Pedagogical Support of Personal Self-Development of Students in the Educational Process of the University // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 190-201. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_23.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.