Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2023_01_06
Аннотация: В статье рассматривается проблемное поле дефиниций «речевосприятие», «речевой слух». На основе теоретического анализа научных и методических источников, определяющих данные понятия, были определены основные составляющие, отражающие структурную организацию речевого слуха. Опираясь на классические разработки и современные исследования последних лет, авторы рассматривают гностический аспект речевосприятия и дают характеристику таким компонентам, как слуховое внимание и речеслуховая память. В рамках выделения двух глобальных компонентов речевого слуха – фонетического и фонематического – рассмотрены такие понятия, как звуковысотный слух, восприятие громкости голоса и темпа речи, ритмический слух, а также фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез (их простые и сложные формы), фонематические представления. В статье представлены этапы онтогенеза речевосприятия в первые годы жизни (на основе концепции Т. Г. Визель). Знание онтогенеза становления различных компонентов речевого слуха в соответствии с разными возрастными этапами способствует глубинному анализу состояния речевого слуха в процессе проведения логопедического обследования у различных категорий детей с отклонениями в развитии. Статья имеет серьезное практическое значение для системы ранней логопедической помощи, так как в ней представлены основные направления авторской методики логопедической диагностики компонентов речевого слуха. Данная методика была сформирована в процессе работы на базе структурных подразделений (служб ранней помощи, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки ребенка, а также ясельных и первых младших групп) образовательных организаций г. Москвы и Московской области, там же прошла апробацию. В течение последних двух лет данная диагностическая методика начала активно использоваться в практике Государственного бюджетного образовательного учреждения специального образования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр «Ресурс» (г. Екатеринбург). Методика оценки возможностей речевого слуха у детей раннего возраста объединяет четыре серии заданий, которые включают 12 направлений исследования. Подробное исследование способности к речевосприятию на ранних этапах позволяет выявить задержку развития речевого слуха и предупредить фонематическое недоразвитие в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: ранний возраст; импрессивная речь; речевосприятие; речевой слух; задержка речевого развития; речевой онтогенез; дошкольная логопедия; нарушения речи; дети с нарушения речи; детская речь; логопедическая диагностика
Abstract: The article considers the problematic field of definitions “speech perception”, “speech hearing”. Based on the theoretical analysis of scientific and methodological sources defining these concepts, the main components reflecting the structural organization of speech hearing were determined. Based on classical developments and modern research in recent years, the authors consider the gnostic aspect of speech perception and characterize such components as auditory attention and speech-hearing memory. Within the framework of distinguishing two global components of speech hearing – phonetic and phonemic – concepts such as pitch hearing, perception of voice volume and speech tempo, rhythmic hearing, as well as phonemic perception, sound analysis and synthesis (their simple and complex forms), phonemic representations are considered. The article presents the stages of ontogenesis of speech perception in the first years of life (based on the concept of T. G. Wiesel). Knowledge of the ontogenesis of the formation of various components of speech hearing in accordance with different age stages contributes to the in-depth analysis of the state of speech hearing in the process of speech therapy examination in various categories of children with developmental disabilities. The article has serious practical significance for the system of early speech therapy, as it presents the main directions of the author’s methodology of speech therapy diagnostics of speech hearing components. This methodology was formed in the course of work on the basis of structural divisions (early aid services, short-stay groups, child play support centers, as well as nursery and first junior groups) of educational organizations in Moscow and the Moscow region, and was tested there. Over the past two years, this diagnostic technique has been actively used in the practice of the State Budgetary Educational Institution of Special Education for children in need of psychological, pedagogical, medical and social assistance, the Resource Center (Ekaterinburg). The methodology for assessing the capabilities of speech hearing in young children combines four series of tasks, which include twelve research directions. A detailed study of the ability to speech perception in the early stages allows you to identify a delay in the development of speech hearing and prevent phonemic underdevelopment in preschool age.
Key words: early age; impressive speech; speech perception; speech hearing; delayed speech development; speech ontogenesis; preschool speech therapy; speech disorders; children with speech disorders; children’s speech; logopedic diagnostics

Для цитирования:

Григоренко, Н. Ю. Современные представления о речевосприятии у детей и диагностика компонентов речевого слуха в раннем детстве / Н. Ю. Григоренко, С. О. Брызгалова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №1. – С. 46-53. DOI 10.26170/2079-8717_2023_01_06.

For citation

Grigorenko, N. Yu., Bryzgalova, S. O. (2023). Modern Ideas about Speech Perception in Children and Diagnostics of Components of Speech Hearing in Early Childhood // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №1. – P. 46-53. DOI 10.26170/2079-8717_2023_01_06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.