Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современных нормативных документах в КНР целью художественного образования декларируется воспитание базовой культуры учащихся, значимым элементом которой является их музыкально-слушательская культура. До недавнего времени приоритетными видами музыкальной деятельности школьников на уроках музыки были пение и игра на музыкальных инструментах. Сегодня несмотря на то, что «слушание музыки» и «слушание и интерпретация музыки» выделяются в качестве обязательных видов художественной практики на уроках музыки, учителя сталкиваются с отсутствием интереса к серьезной музыке со стороны учащихся и с отсутствием активного ее восприятия. Сами учителя музыки не в полной мере имеют представление о феномене музыкально-слушательской культуры и не вполне владеют методами и приемами ее формирования у школьников. Это ведет к недостаточной реализации эстетической, нормативной и нравственной функций музыкального искусства. Цель статьи – актуализировать проблему формирования музыкально-слушательской культуры школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая. Методологической основой исследования являются: теоретические положения музыкальной психологии и педагогики о содержании и сущности понятия «музыкально-слушательская культура личности» (Н. С. Ломакина, Цзан Юеци), концепции общего музыкального образования (Го Шэнцзянь, Инь Айцин), идеи китайских педагогов-музыкантов о путях формирования музыкально-слушательской культуры у школьников (Лю Шивэнь, Чжоу Янь). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта. Научная новизна: авторами сформулировано рабочее определение понятия «музыкально-слушательская культура школьников», обобщены идеи китайских исследователей в области общего музыкального образования, касающиеся формирования музыкально-слушательской культуры школьников на уроках музыки. Сделаны выводы о том, что данная проблема актуальна, необходима целенаправленная работа по созданию и внедрению в образовательный процесс методики, учитывающей организационные и содержательные аспекты развития современной системы общего музыкального образования в Китае.
Ключевые слова: музыкальное образование; музыка; методика преподавания музыки; методика музыки в школе; уроки музыки; китайские школьники; музыкально-слушательская культура; формирование музыкально-слушательской культуры
Abstract: The relevance of the problem is due to the fact that modern regulatory documents in the China declare the purpose of art education to educate the basic culture of students, a significant element of which is their musical and listening culture. Until recently, the priority musical activities of schoolchildren in music classes were singing and playing musical instruments. Today, despite the fact that “listening to music” and “listening and interpreting music” stand out as mandatory types of artistic practice in music lessons, teachers face a lack of interest in serious music from students, and a lack of active perception of it. Music teachers themselves do not fully have an idea of the phenomenon of musical and listening culture and do not quite know the methods and techniques of its formation among schoolchildren. This leads to an insufficient realization of the aesthetic, normative and moral function of musical art. The purpose of the article is to actualize the problem of the formation of the musical and listening culture of schoolchildren in music lessons in secondary schools in China. The methodological basis of the study is: the theoretical provisions of musical psychology and pedagogy on the content and essence of the concept of “music-listening culture of personality” (N. S. Lomakina, Zan Yuetsi), the concept of general musical education (Guo Shengjian, Yin Aiqing), the ideas of Chinese musician teachers about ways to form a music-listening culture among schoolchildren (Liu Shiwen, Zhou Yan). The following research methods were used: study and analysis of the scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience. Scientific novelty: the authors formulated a working definition of the concept of “musical and listening culture of schoolchildren”, summarized the ideas of Chinese researchers in the field of general musical education regarding the formation of musical and listening culture of schoolchildren in music lessons. It was concluded that this problem is relevant, purposeful work is needed to create and introduce into the educational process a methodology that takes into account the organizational and substantive aspects of the development of the modern system of general music education in China.
Key words: musical education; music; music teaching methodology; methodology of music at school; music lessons; Chinese schoolchildren; music and listening culture; formation of a music-listening culture

Для цитирования:

Кашина, Н. И. К актуальности проблемы формирования музыкально-слушательской культуры обучающихся на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая / Н. И. Кашина, Ли Шимэй. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 38-43.

For citation

Kashina, N. I., Li, Shimei. (2023). To Relevance of the Problem of Formation of Music and Listening Culture of Students at Music Lessons in General Education Schools of China // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 38-43.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.