Файл статьи: PDF
Аннотация: Мир современного детства, представляющий собой сложный социокультурный феномен, развивает ребенка как субъекта собственной деятельности. Возникшая особенность актуализировала вопросы социализации детей в современном обществе в целом и воспитания у детей субъектности собственной деятельности в частности. Воспитание современного ребенка происходит в среде различных систем. Одной из них является детский загородный лагерь. Определение условий воспитания у детей субъектности в характеристике собственной деятельности в загородном лагере обозначило проблему исследования. Целью статьи является раскрытие особенностей моделирования экосистемной среды загородного лагеря как соответствующей условиям воспитания у детей субъектности. Задачами стали анализ подходов к воспитанию, имеющих место в современной педагогике; обоснование экосистемного подхода как соответствующего для моделирования среды воспитания у детей субъектности собственной деятельности; раскрытие способов переноса экосистемных признаков в модель среды воспитания; выделение логики моделирования среды воспитания; составление модели среды воспитания; назначение модели среды воспитания для разработки концепций деятельности детских загородных лагерей. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория воспитания (О. С. Газман, А. В. Мудрик, Н. Е. Шуркова, В. А. Караковский); теория подходов к условиям воспитания (И. З. Кликман, С. В. Кульневич, М. А. Галагузова, А. Г. Асмолов); теория средового подхода в образовании (Г. Л. Щедровицкий, В. А. Ясвин, Д. Ж. Маркович, Ю. Г. Авдиенко); подходы к переносу экосистемной сущности на образование (В. М. Розин, А. Асриев, В. В. Тимченко, А. Н. Ниязов). Исследования осуществлялись на основе использования методов: анализ психолого-педагогической и научно-публицистической литературы, теоретическое моделирование, сравнительный анализ, педагогическое проектирование.
Ключевые слова: субъектность собственной деятельности; субъектность детей; экосистема; экосистемный подход; экосистемные модели; экосистемная среда; воспитание детей; эвристика; загородные лагеря; детские лагеря
Abstract: The world of modern childhood, which is a complex sociocultural phenomenon, develops the child as a subject of his own activity. The emerging feature has actualized the issues of the socialization of children in modern society, in general, and the education in children of the subjectivity of their own activities, in particular. The upbringing of a modern child takes place in an environment of various systems. One of them is a children’s country camp. Determination of the conditions of education in children of subjectivity in the characteristics of their own activities in a country camp, identified the problem of the study. The purpose of the article is to reveal the features of modeling the ecosystem environment of a country camp, as a subjectivity corresponding to the conditions of upbringing in children. The tasks were to analyze the approaches to education that take place in modern pedagogy; substantiation of the ecosystem approach as appropriate for modeling the environment of upbringing in children of the subjectivity of their own activities; disclosure of ways to transfer ecosystem features into the model of the environment of education; highlighting the logic of modeling the environment of education; drawing up a model of the environment of education; the appointment of a model of the environment of education for the development of concepts for the activities of children’s country camps. Theoretical and methodological research consists of: the theory of education (O. S. Gazman, A. V. Mudrik, N. E. Shurkova, V. A. Karakovsky); theory of approaches to the conditions of education (I. Z. Klikman, S. V. Kulnevich, M. A. Galaguzova, A. G. Asmolov); the theory of environmental approach in education (G. L. Shchedrovitsky, V. A. Yasvin, D. Zh. Markovich, Yu. G. Avdienko); approaches to the transfer of ecosystem essence to education (V. M. Rozin, A. Asriev, V. V. Timchenko, A. N. Niyazov). The research was carried out on the basis of the use of methods: analysis of psychological and pedagogical and scientific journalism literature, theoretical modeling, comparative analysis, pedagogical design.
Key words: subjectivity of one’s own activity; subjectivity of children; ecosystem; ecosystem approach; ecosystem models; ecosystem environment; parenting; heuristic; country camps; children’s camps

Для цитирования:

Шевченко, К. В. Экосистемная модель среды загородного лагеря, воспитывающей субъектность детей / К. В. Шевченко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 32-37.

For citation

Shevchenko, K. V. (2023). Ecosystem Model of the Environment of a Country Camp, Educating the Subjectivity of Children // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 32-37.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.