Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью статьи является описание методов, приемов, педагогических принципов и технологий развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста на занятиях фортепиано в детской музыкальной школе. В статье проанализированы подходы к определению понятия «музыкальная отзывчивость», а также значимость развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста. Развитие эмоциональной отзывчивости является неотъемлемой частью формирования эмоционально-чувственной сферы личности человека. Особое место в эмоциональном развитии обучающихся принадлежит музыкальному искусству, именно оно решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Данная проблема является одной из наиболее важных в музыкально-педагогическом образовательном процессе, поскольку без способности обучающегося к переживанию содержания музыкального произведения невозможно достаточно качественно обучить ребенка игре на любом инструменте. К дидактическим условиям, ориентированным на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста, относится применение следующих активных методов и технологий: здоровьесберегающие технологии; эвритмия; ИКТ-технологии. Среди основных приемов работы со здоровьесберегающей технологией выделены: пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой, артикуляционная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, музыкальные физкультминутки, музыкотерапия и др. В статье раскрыто применение на уроках музыки следующих ИКТ-технологий: презентации, использование электронных энциклопедий, запись мультимедиаконтента, способствующих повышению интереса к музыке у обучающихся. Описана специфика применения технологии эвритмии на занятиях фортепиано, подразумевающей создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательной деятельности. К организационным условиям относится применение принципов: природосообразности, здоровьесбережения, развития творческого воображения, формирования способности к сопереживанию.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость; музыкальное образование; музыкальная педагогика; младшие школьники; детские музыкальные школы; фортепиано; занятия фортепиано
Abstract: The purpose of the article is to describe the methods, techniques, pedagogical principles and technologies for the development of emotional responsiveness to music in children of primary school age in piano lessons at a children’s music school. The article analyzes approaches to the definition of the concept of “musical responsiveness”, as well as the importance of developing emotional responsiveness to music in children of primary school age. The development of emotional responsiveness is an integral part of the formation of the emotional-sensory sphere of a person’s personality. A special place in the emotional development of students belongs to the art of music, it solves the most important task of the early musical education of children – the development of emotional responsiveness to music. This problem is one of the most important in the musical and pedagogical educational process, since without the ability of the student to experience the content of a musical work, it is impossible to teach a child to play any instrument with sufficient quality. The didactic conditions focused on the development of emotional responsiveness to music in children of primary school age include the use of the following active methods and technologies: health-saving technologies; eurythmy; ICT technologies. Among the main methods of working with health-saving technology are: singing with breathing exercises preceding it, articulatory gymnastics, finger and speech games, musical physical exercises, music therapy, etc. The article reveals the use of the following ICT technologies in music lessons: presentations, the use of electronic encyclopedias, the recording of multimedia content, which contribute to increasing students’ interest in music. The specificity of the application of eurythmy technology in piano lessons is described, which implies the creation of conditions for maintaining and strengthening the health of students in educational activities. Organizational conditions include the application of principles: environmental friendliness, health protection, development of creative imagination, formation of the ability to empathize.
Key words: emotional responsiveness; musical education; musical pedagogy; younger students; children’s music schools; piano; piano lessons

Для цитирования:

Поляков, А. В. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста на занятиях фортепиано в детской музыкальной школе / А. В. Поляков, А. Л. Миклуш. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 44-49.

For citation

Polyakov, A. V., Miklush, A. L. (2023). Methods and Techniques for Developing Emotional Responsiveness to Music in Primary School Children in Piano Lessons at Children’s Music School // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 44-49.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.