Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье авторы обращаются к проблеме такого социально-психологического феномена, как «лидерство», изучая его относительно особой возрастной категории – младшего школьного возраста. На сегодняшний день не существует единого подхода, раскрывающего все вопросы, связанные с процессом становления, формирования и развития лидера в группе. В статье уточняется, что младший школьный возраст представляет определенный интерес в изучении феномена лидерства, что связано со специфическими особенностями психологического развития данной возрастной группы. В исследовании приведены личностные характеристики, которые отличают лидера группы; кроме того, представлены материалы диагностического исследования обучающихся третьего класса по обозначенной проблематике. К выявляемым лидерским качествам отнесены: активность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, умение управлять собой, а также социометрический статус ученика. Итоговые данные показали, что в данном классе имеется три ученика с лидерскими качествами, у трети обучающихся эти качества проявляются редко, а у большей части респондентов определен среднестатистический показатель лидерства. Полученные данные могут стать основой для разработки педагогом соответствующих траекторий социальнопедагогического взаимодействия для каждой из выше обозначенных групп. Такое прогностическое направление педагогической деятельности достаточно продуктивно с учетом того, что через год у обучающихся изменятся социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и т. д. В связи с этим учитель начальной школы может скорректировать педагогические рекомендации с учетом личностных характеристик обучающихся, что, несомненно, позитивно скажется на них на следующем этапе социализации
Ключевые слова: лидерство; лидеры; лидерские качества; младшие школьники; диагностика лидерских качеств; социально-психологические феномены; психология лидерства
Abstract: In this article, the authors address the problem of such a socio-psychological phenomenon as “leadership”, studying it relative to a special age category – primary school age. To date, there is no single approach that reveals all the issues related to the process of formation, formation and development of a leader in a group. The article clarifies that the younger school age is of particular interest in the study of the phenomenon of leadership, which is associated with the specific features of the psychological development of this age group. The study presents the personal characteristics that distinguish the leader of the group; in addition, the materials of the diagnostic study of third-grade students on the designated issues are presented. The identified leadership qualities include: activity, initiative, purposefulness, independence, the ability to manage oneself, as well as the sociometric status of the student. The final data showed that there are three students with leadership qualities in this class, one third of the students rarely show these qualities, and most of the respondents have an average leadership indicator. The data obtained can become the basis for the teacher to develop appropriate trajectories of socio-pedagogical interaction for each of the above-mentioned groups. Such a prognostic direction of pedagogical activity is quite productive, taking into account the fact that in a year the social situation of development, the leading type of activity, etc. will change for students. Therefore, an elementary school teacher can adjust pedagogical recommendations taking into account the personal characteristics of students, which will undoubtedly have a positive impact on them at the next stage of socialization
Key words: leadership; leaders; leadership skills; younger students; diagnostics of leadership qualities; socio-psychological phenomena; leadership psychology

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. К проблеме изучения лидерских качеств детей младшего школьного возраста / Е. В. Коротаева, С. В. Корякин. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 91-97.

For citation

Korotaeva, E. V., Koryakin, S. V. (2023). About the Problem of Diagnostics of Leadership Qualities Regarding Younger School Age // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 91-97.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.