Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном образовании продолжается поиск эффективных механизмов сопровождения профессионального роста молодых педагогов. Авторы акцентировали внимание на методологических, сравнительных аспектах в анализе наиболее успешных мировых практик наставничества, отметив сильные стороны рассматриваемых моделей. Так, финская система сопровождения ориентирована на проведение педагогического исследования как обязательного элемента квалификационного экзамена. Применительно к Франции и США авторы выделили эффективные практики допрофессиональной подготовки, выраженной в партнерстве школы и вуза через организацию стажировочных площадок, педагогической интернатуры и в процедуре совместного принятия квалификационного экзамена. Российская и британская модели наставничества отличаются централизованным механизмом постдипломного сопровождения молодых педагогов, что делает эту систему более прозрачной и единой на территории всей страны. Однако все же российским регионам предоставлена значительная свобода выбора институциональных и содержательных инструментов наставничества, в отличие от британской модели. Во многих странах формирование индивидуального плана профессионального роста молодого педагога ориентировано на освоение компетенций Профессионального стандарта. На основе анализа зарубежных и российских практик авторы представили методические рекомендации к организации региональной модели сопровождения молодых педагогов
Ключевые слова: наставничество; модели наставничества; наставники; менторство; профессиональный рост; молодые педагоги; профессиональные дефициты; сопровождение молодых педагогов; педагогическое образование; российский опыт; зарубежный опыт
Abstract: The relevance of the article is due to the fact that the search for effective mechanisms to support the professional growth of young teachers continues in modern education. The authors focused on methodological, comparative aspects in the analysis of the most successful world mentoring practices, noting the strengths of the models under consideration. Thus, the Finnish support system is focused on conducting pedagogical research as a mandatory element of the qualification exam. In relation to France and the USA, the authors identified effective practices of pre-vocational training, expressed in the partnership of the school and the university through the organization of internships, pedagogical internship and in the procedure for joint adoption of the qualification exam. The Russian and British models of mentoring are distinguished by a centralized mechanism for postgraduate support of young teachers, which makes this system more transparent and unified throughout the country. However, nevertheless, the Russian regions are given significant freedom to choose institutional and meaningful mentoring tools, unlike the British model. In many countries, the formation of an individual plan for the professional growth of a young teacher is focused on mastering the competencies of the Professional Standard. Based on an analysis of foreign and Russian practices, the authors presented methodological recommendations for organizing a regional model for accompanying young teachers
Key words: mentoring; mentoring models; mentors; mentoring; professional growth; young teachers; professional deficits; support of young teachers; Teacher Education; Russian experience; Foreign experience

Для цитирования:

Бывшева, М. В. Наставничество & Менторство: модели сопровождения профессионального роста молодых педагогов / М. В. Бывшева, А. А. Постникова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 151-157.

For citation

Byvsheva, M. V., Postnikova, A. A. (2023). Coaching & Mentoring: Models of Supporting the Professional Growth of Young Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 151-157.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.