Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность проблемы разработки фонетико-фонематических упражнений связана с несформированностью фонетико-фонематической системы речи у учащихся-инофонов в первом классе общеобразовательной школы. Целью исследования является разработка упражнений по формированию навыков слухового восприятия и воспроизведения трудных звуков, базовых навыков на начальном этапе освоения русского языка первоклассниками-инофонами. Для достижения поставленной цели применялись методы анализа научно-методической литературы, государственной программы обучения, моделирования педагогической деятельности. Разработано учебное пособие по произношению с адаптированным иллюстративным материалом к детскому восприятию, оснащенное индивидуальным зеркалом, что является научной новизной в организации процесса обучения произношению первоклассников-инофонов. Результатом исследования явился комплекс фонетикофонематических упражнений, в состав которого включаются следующие компоненты: восприятие звуков окружающей среды, фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез, смыслоразличительная функция фонем, правильное произношение, письменные упражнения, обучение ударению, обучение интонации. Данный комплекс упражнений может послужить основой для формирования фонетических навыков у первоклассников-инофонов
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; первоклассники; дети-инофоны; произношение; фонематическое восприятие; фонетико-фонематические упражнения; русский язык как неродной; начальное обучение русскому языку
Abstract: The relevance of the problem of developing phonetic-phonemic exercises is associated with the lack of formation of the phonetic-phonemic system of speech among foreign students in the first grade of a general education school. The aim of the study is to develop exercises for the skills formation of auditory perception and reproduction of difficult sounds, basic skills at the initial stage of mastering the Russian language by first-graders-foreigners. To achieve this goal methods of analysis of scientific and methodological literature, analysis of the state training program, modeling of pedagogical activity were used. A pronunciation manual has been developed with adapted illustrative material for children’s perception and equipped with an individual mirror which is a scientific novelty in organizing the process of teaching pronunciation to first-graders-foreigners. The result of the study was a set of phonetic and phonemic exercises, which includes the following components: perception of environmental sounds, phonemic perception, phonemic representations, phonemic analysis and synthesis, semantic distinguishing function of phonemes, correct pronunciation, written exercises, stress training, intonation training. This set of exercises can serve as the basis for the formation of phonetic skills in first-graders-foreigners
Key words: Primary School; younger schoolchildren; first graders; foreign children; pronunciation; phonematic perception; phonetic-phonemic exercises; Russian as a second language; initial Russian language training

Для цитирования:

Степанец, Л. Е. Фонетико-фонематические упражнения для первоклассников-инофонов при освоении русского языка / Л. Е. Степанец. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 83-95.

For citation

Stepanets, L. E. (2023). Phonetic and Phonemic Exercises for First Graders Foreiners during Learning the Russian Language // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 83-95.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.