Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Взаимодействие социальных институтов образования и семьи является ведущим фактором эффективности воспитания. Изменения социальной реальности обуславливают инновации в содержании и формах этого взаимодействия, что требуется учитывать в процессе профессиональной подготовки педагогов. В решении задач воспитания образовательные организации сегодня сталкиваются с проблемой многообразия и противоречивости ценностей, оценок социальной реальности. Цель исследования – разработка концептуальных оснований педагогического сотрудничества с родителями и подготовки к нему в процессе профессионального обучения педагогов. Методологической основой исследования являются социокультурный, системно-деятельностный, компетентностный подходы. На основе методов логического анализа, компаративного анализа, сопоставления и обобщения междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных специалистов рассмотрены причины недостаточной готовности выпускников педагогических вузов к взаимодействию с семьей. Научная новизна исследования состоит в обосновании задач формирования коммуникативных компетенций студентов и адекватного им методического инструментария. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных тенденций взаимодействия системы образования и семьи, в формулировке принципов организации образовательного процесса вуза, обеспечивающих личностную готовность студентов к педагогическому сотрудничеству с семьей. Выделены задачи профессиональной подготовки будущих педагогов к работе с родителями и методические средства формирования их коммуникативной готовности к данной работе. Обосновывается, что профессиональная подготовка студентов к работе с родителями должна включать, помимо освоения педагогических технологий, и формирование их личностных ценностей, соответствующих целям и принципам гуманистической педагогики
Ключевые слова: социальные институты; образовательные организации; педагогическое образование; коммуникативные компетенции; взаимодействие с родителями; педагоги; педагогическое сотрудничество; подготовка педагогов; социальное партнерство; вовлеченность родителей; инновационные педагогические технологии; инновационная педагогика
Abstract: The interaction of social institutions of education and the family is the leading factor in the effectiveness of education. Changes in social reality cause innovations in the content and forms of this interaction, which must be taken into account in the process of professional training of teachers. In solving the tasks of education, educational organizations today face the problem of diversity and inconsistency of values, opinions, assessments of social reality. The purpose of the study is to develop the conceptual foundations of pedagogical cooperation with parents in the upbringing of children and youth, as well as preparation for it in the process of professional training of teachers. The methodological basis of the research is socio-cultural approach, system-activity and competence-based approaches. Research methods: of logical analysis, comparison, generalization of interdisciplinary research of domestic and foreign specialists. The scientific novelty of the research consists in substantiating the tasks of forming students' communicative competencies and adequate methodological tools. The theoretical significance of the research lies in the analysis of modern trends in the interaction of the education system and the family, in the formulation of the principles of the organization of the educational process of the university, ensuring the personal readiness of students for pedagogical cooperation with the family. The tasks of professional training of future teachers to work with parents and methodological means of forming their communicative readiness for this work are highlighted. Professional tuition of students to work with parents should include both the development of pedagogical technologies and the formation of personal values that correspond to the goals and principles of humanistic pedagogy
Key words: social institutions; educational organizations; pedagogical education; communicative competencies; interaction with parents; teachers; pedagogical cooperation; teacher training; social partnership; parental involvement; innovative pedagogical technologies; innovative pedagogy

Для цитирования:

Кокин, В. А. Взаимодействие образовательной организации и семьи: современный контекст и профессиональная подготовка педагогов / В. А. Кокин, И. В. Захарова, Н. Н. Петрищева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 157-166.

For citation

Kokin, V. A., Zakharova, I. V., Petrishcheva, N. N. (2023). Interaction of Educational Organization and Family: Modern Context and Professional Readiness of Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 157-166.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.