Файл статьи: PDF
Аннотация: Определяющим эффективность процесса формирования профессионально ориентированного иноязычного навыка специалиста IT-отрасли в системе среднего профессионального образования является его научное обоснование. В статье решается проблема – какой должна быть теоретико-методологическая основа формирования профессионально ориентированного иноязычного навыка, учитывающая его инструментальную основу? Поэтому целью исследования является научное обоснование совокупности методологических подходов и дидактических принципов, способствующих формированию профессионально ориентированного иноязычного навыка IT-специалиста. Исследование опирается на контекстный, системный, личностно-деятельностный, модульный и компетентностный подходы. Основными методами исследования являются анализ научной и методической литературы глубиной до 20 лет, синтез полученной информации, а также изучение методологической основы профессионально ориентированной иноязычной подготовки, применяемой авторами аналогичных исследований. Результаты и научная новизна исследования представлены совместным применением обоснованной совокупности методологических подходов для формирования профессионально ориентированного иноязычного навыка IT-специалиста, основополагающим среди которых является контекстный, позволяющий выявить иноязычное инструментальное средство для выполнения производственных операций с использованием языка структурированных запросов SQL в будущей профессиональной деятельности, а также являющийся основой для формирования профессиональных компетенций и выполнения трудовых функций IT-специалиста. Системный подход необходим для определения структуры иноязычного навыка и его компонентов. Личностно-деятельностный подход в совокупности с теорией содержания образования позволяет определить апикальный (иностранный язык) и имплицитный (профессиональная деятельность) компоненты в содержании образования. Положения модульного подхода способствуют наполнению учебных модулей отобранным содержанием. Компетентностный подход позволяет объективно измерить формируемый иноязычный навык как главный образовательный результат и основу профессиональных компетенций IT-специалиста. Выявленные исходные дидактические принципы рассматриваемых методологических подходов необходимы для совершенствования профессионально ориентированной иноязычной подготовки IT-специалиста. Их совокупность позволяет представить формируемый иноязычный навык продуктивным, функциональным и объективно измеряемым. Представленные в статье результаты исследования обладают теоретической и практической значимостью. Они развивают профессиональную педагогику в части формирования профессионально ориентированного иноязычного навыка IT-специалистов и необходимы для разработки структурно-функциональной модели формирования такого навыка, а также важны в качестве универсальной методологической ориентации при создании педагогической системы обучения иноязычному инструментальному средству. Осуществляется их опытно-поисковая реализация в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование». Они учтены в разработанном и согласованном с работодателем учебном пособии «English for ITspecialist», предназначенном для освоения иноязычного инструментального средства – языка структурированных запросов SQL и технологии выполнения реальных производственных операций
Ключевые слова: научный подход; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; иноязычные навыки; методологическая основа; IT-специалисты; дидактические принципы; студенты; учреждения среднего профессионального образования; формирование навыков; профессионально ориентированное обучение
Abstract: Determining the effectiveness of the process of forming a professionally-oriented foreign language skill of an IT-industry specialist in the system of secondary vocational education is its scientific justification. The article solves the problem – what should be the theoretical and methodological basis for the formation of a professionally oriented foreign language skill, taking into account its instrumental basis? Therefore, the purpose of the study is the scientific substantiation of a set of methodological approaches and didactic principles that contribute to the formation of a professionally-oriented foreign language skill of an IT-specialist. The research is based on contextual, systemic, personal-activity, modular and competence-based approaches. The main research methods are the analysis of scientific and methodological literature with a depth of up to 20 years, the synthesis of the received information, as well as the study of the methodological basis of professionally-oriented foreign language training used by the authors of similar studies. The results and scientific novelty of the study are presented by the joint application of a well-founded set of methodological approaches for the formation of a professionally-oriented foreign-language skill of an IT-specialist, the fundamental among which is contextual, which allows identifying a foreign-language tool for performing production operations using the language of structured SQL queries in future professional activity, and is also the basis for the formation of professional competencies and performance of labor functions of an IT-specialist. A systematic approach is necessary to determine the structure of a foreign language and its components. The personality-activity approach in conjunction with the theory of the content of education makes it possible to determine the apical (foreign language) and implicit (professional activity) components in the content of education. The provisions of the modular approach contribute to filling the training modules with selected content. The competence approach allows to objectively measure the foreign language skill being formed as the main educational result and the basis of professional competencies of an IT-specialist. The identified initial didactic principles of the methodological approaches under consideration are necessary for improving the professionally-oriented foreign language training of an IT-specialist. Their combination makes it possible to present the foreign language skill being formed as productive, functional and objectively measurable. The research results presented in the article have theoretical and practical significance. They develop professional pedagogy in terms of the formation of a professionally oriented foreign language skill of ITspecialists and are necessary for the development of a structural and functional model for the formation of such a skill, and are also important as a universal methodological orientation when creating a pedagogical system for teaching foreign language tools. Their experimental and search implementation is carried out within the framework of the discipline “Foreign language in professional activity” of the main professional educational program on specialty 09.02.07 “Information systems and programming”. They are taken into account in the textbook “English for IT-specialist” developed and agreed with the employer, designed to master a foreign-language tool – the language of structured SQL queries and technology for performing real production operations
Key words: scientific approach; foreign languages; methods of teaching foreign languages; foreign language skills; methodological basis; IT-specialists; didactic principles; students; institutions of secondary vocational education; skills formation; professionally oriented training

Для цитирования:

Бушуева, Е. Л. Формирование профессионально ориентированного иноязычного навыка IT-специалиста в системе СПО: теоретико-методологическая основа / Е. Л. Бушуева, В. В. Дубицкий, В. А. Федоров. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 153-163.

For citation

Bushueva, E. L., Dubitskiy, V. V., Fedorov, V. A. (2023). Formation of a ProfessionallyOriented Foreign-Language Skill of an IT-Specialist in the System of Vocational Professional Education: Theoretical and Methodological Basis // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 153-163.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.