Файл статьи: PDF
Аннотация: Вопросы трудового воспитания и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в условиях инклюзии требуют особого внимания и консолидации усилий всех участников образовательных отношений (родителей, педагогов, учеников без ограничений здоровья) и социальных партнеров (смежных учреждений и ведомств). Проблеме выстраивания системы сопровождения трудового воспитания и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации посвящена статья. Теоретический фундамент исследования представлен культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского и его последователей А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина; субъектно-деятельностным подходом С. Л. Рубинштейна, К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова; исследованиями, оказавшими большое влияние на становление современной системы профориентационной работы со школьниками, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой. В качестве практических методов применялись методы сбора материалов, анализа содержания и интерпретации. Для исследования использованы материалы деятельности краевых инновационных площадок Краснодарского края за 7 последних лет (паспорт, план, отчет, программы, методические материалы). Результаты эмпирического исследования позволили выделить основные категории успешных педагогических практик по степени выраженности профориентационного потенциала, определить ведущие тематики, которые в большей степени отвечают особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ, обладают коррекционно-педагогическим потенциалом. Выяснилось, что 84% из 353 образовательных организаций так или иначе включены в решение профориентационных задач, среди которых преобладают программы технической направленности, тогда как доступные для лиц с ОВЗ социокультурные практики, обладающие большим инклюзивным потенциалом, менее популярны. Новизна исследования представляется его практической значимостью. Полученные эмпирические результаты позволят актуализировать проблему разработки технологии профориентационной работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в современной инклюзивной образовательной организации; проектировать архитектуру взаимодействия заинтересованных сторон в лице родителей, педагогов, потенциальных работодателей и социальных партнеров; выделить ключевые тенденции при выборе программ профориентационной направленности с учетом интересов обучающихся с ОВЗ, позволяющие прогнозировать результативность будущей профориентационной деятельности организации
Ключевые слова: профориентационный потенциал; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; выбор профессии; профориентационная работа; образовательная инклюзия; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; трудовое воспитание; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; краевые инновационные площадки; педагогические практики
Abstract: Issues of labor education and professional orientation of students with disabilities in conditions of inclusion require special attention and consolidation of efforts of all participants in educational relations (parents, teachers, students without disabilities) and social partners (related institutions and departments). The article is devoted to the problem of building a system of support for labor education and professional orientation of students with disabilities in an inclusive educational organization. The theoretical foundation of the research is represented by the cultural and historical concept of L. S. Vygotsky and his followers A. N. Leontiev, A. R. Luria, L. I. Bozhovich, D. B. Elkonin; the subjectactivity approach of S. L. Rubinstein, K. S. Abulkhanova-Slavskaya, B. G. Ananyev, A. G. Asmolov, B. F. Lomov, V. D. Shadrikov; studies that had a great influence on the formation of the modern system of career guidance work with schoolchildren, A. A. Bodalev, A. A. Derkach, Yu. M. Zabrodin, E. A. Klimov, N. S. Pryazhnikov, S. N. Chistyakova. Methods of collecting materials, content analysis and interpretation were used as practical methods. The materials of the activities of the regional innovation sites of the Krasnodar Territory for the last 7 years (passport, plan, report, programs, methodological materials) were used for the study. The results of the empirical study made it possible to identify the main categories of successful pedagogical practices according to the degree of expression of career guidance potential, to identify the leading topics that more closely meet the special educational needs of students with disabilities, have correctional and pedagogical potential. It turned out that 84% of 353 educational organizations are somehow included in the solution of career guidance tasks, among which technical-oriented programs predominate, while sociocultural practices available to people with disabilities with great inclusive potential are less popular. The novelty of the study seems to be its practical significance. The empirical results obtained will make it possible to actualize the problem of developing a technology for career guidance work with schoolchildren with disabilities studying in a modern inclusive educational organization; to design an architecture of interaction between interested parties in the person of parents, teachers, potential employers and social partners; to identify the key trends in the selection of career guidance programs, taking into account the interests of students with disabilities, allowing to predict the effectiveness of future career guidance activities of the organization
Key words: career guidance potential; vocational guidance; professional self-determination; choice of profession; career guidance work; educational inclusion; inclusive education; inclusive educational environment; labor education; limited health opportunities; children with disabilities; regional innovation sites; pedagogical practices

Для цитирования:

Журавлева, Е. Ю. Профориентационный потенциал успешных региональных практик в условиях образовательной инклюзии / Е. Ю. Журавлева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 265-274.

For citation

Zhuravleva, E. Yu. (2023). Career Guidance Potential of Successful Regional Practices in the Conditions of Educational Inclusion // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 265-274.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.