Файл статьи: PDF
Аннотация: Одно из основных требований ФГОС 3++ ВО − разработать эффективную систему оценивания результатов образовательного процесса на основе компетентностного подхода в высшей школе. Применение данного подхода в обучении приводит к формированию новой оценочной шкалы качества получаемого результата. Традиционно в высшей школе оценивались основы предметной области: знания, умения и владения. Однако требования новых образовательных стандартов диктуют иные подходы к оценке результатов: фокус смещается на проверку компетенций и их компонентов (индикаторов). Цель статьи – дать обоснование понятия «оценочное средство» и предложить примерный перечень оценочных средств для использования их при разработке рабочих учебных программ в вузе. В статье применялись следующие методы исследования: анализ педагогической литературы и документации (электронные ведомости), лексикографический анализ термина «оценочное средство», сравнительный анализ при уточнении определения понятий 26 оценочных средств в справочных и отраслевых источниках, а также методика количественностатистического анализа, выявляющего формирование тех или иных составляющих компетенции УК-4 в начале и в конце обучения. Одним из главных требований государственных стандартов нового поколения является корреляция содержания форм и методов процедуры контроля образовательного результата с будущей профессиональной деятельностью. Для оценки качества уровня сформированности компетенций у выпускников необходим арсенал соответствующих инструментов и приемов. В работе определены границы понятия «оценочное средство», указаны его характеристики, способы реализации в учебном процессе, а также на примере учебной дисциплины «Русский язык в деловом общении», являющейся обязательной для изучения студентами всех направлений подготовки бакалавриата и специалитета, показано соотношение выбора оценочных средств с содержанием учебного курса и составляющими компетенции УК-4. Результатом данного исследования является разработка примерного списка оценочных средств вуза и методических рекомендаций для авторов и составителей рабочих программ в контексте реализации ФГОС 3 ++ ВО
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; оценочные средства; степень сформированности компетенций; профессиональные компетенции; контроль качества; образовательный процесс; образовательные результаты; ФГОС; федеральные государственные образовательные стандарты
Abstract: The Federal standard (FSES HE 3++) requires the development of an effective system for evaluating the results of the educational process based on the competence approach in higher education. A new assessment scale of the educational quality is developed when the competence approach is applied. High school assessed the basics of the subject area (knowledge, skills, and mastery) traditionally. However, the new educational standard requires teachers to assess learning outcomes differently. They must assess competencies and their components (indicators). The goal of this work is to substantiate the concept “assessment tools” and to offer a sample list of assessment tools for use in the creation of working curriculum subjects in the university. The authors used the research methods: analysis of pedagogical literature and documentation (academic electronic transcripts), lexicographic analysis of the term “assessment tool”, comparative analysis (to clarify the definitions 26 assessment tools in reference and professional books), and the quantitative and statistical analysis, identifying the development of competence components UC-4 at the beginning and at the end of study. One of the main ideas of modern educational standard is correlation of the content and methods of the control procedure of the educational result with the future professional activity. It is necessary to come up with and compile a set of appropriate tools and techniques to assess level of competence of graduates. The concept boundaries of the “assessment tool” are defined in the work, its characteristics and ways of implementation in the educational process are indicated, as well as the correlation of the choice of assessment tools with the content of the course and components of competence UC-4 is shown on the example of the discipline “Business Russian Communication”, which is mandatory for students of all bachelor’s and specialist’s training areas. The result of this article is the development of a sample list of university assessment tools and methodological recommendations for authors and writers of working curriculum subjects in the context of implementation of FSES HE 3 ++
Key words: higher education institutions; students; assessment tools; degree of development of competencies; professional competencies; quality control; educational process; educational outcomes; federal state educational standards

Для цитирования:

Криницкая, М. Ю. Потенциал оценочного средства для определения уровня сформированности компетенций в вузе / М. Ю. Криницкая, Т. А. Борзова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №1. – С. 33-43.

For citation

Krinitskaia, M. Yu., Borzova, T. A. (2024). The Potential of Assessment Tools to Determine the Level of Competence in the University // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №1. – P. 33-43.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.