Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме – созданию учебно-педагогических условий, необходимых для включения студентов с ограниченными возможностями здоровья, отличающимися особыми образовательными потребностями (ООП) в активное усвоение коммуникативных компетенций иностранного языка. Предметом изучения стал процесс обучения профессионально ориентированному иностранному языку в условиях образовательной инклюзии в нелингвистическом вузе. Цель исследования – разработка специальных модулей, содержащих различные задания и способы подачи учебного материала, облегчающие студентам с ООП усвоение иноязычных коммуникативных компетенций. Теоретические методы исследования включали изучение и обобщение научно-педагогического опыта по проблемам инклюзивного обучения, теоретический анализ работ по преподаванию профессионально ориентированного иностранного языка. Применялись эмпирические методы исследования: опрос-анкетирование преподавателей, собеседование и тестирование студентов, диагностический срез знаний иностранного языка студентов с ООП, сравнительный анализ и систематизация данных, опытное обучение студентов с ООП профессионально ориентированному иностранному языку по модульной методике в условиях инклюзии. Авторами были представлены модули преподавания профессионально ориентированного иностранного языка лицам с ООП в вузе, разработанные на основе личностно ориентированной методики, коммуникативно-деятельностного подхода, с учетом принципов дифференциации, индивидуализации и персонализации обучения. Приводится примерный модуль для обучения коммуникативным компетенциям в устной иноязычной монологической и диалогической речи. Отмечается роль цифровых ресурсов внутривузовского портала электронных образовательных ресурсов, которые позволяют преподавателю напрямую сотрудничать с каждым студентом группы и персонально с лицами с ООП. Результаты, полученные после обучения студентов с ООП по предложенной методике, наглядно показали повышение уровня знаний иностранного языка. Данный подход позволит организовать успешное обучение студентов с ООП профессионально ориентированному иностранному языку, а в перспективе – мотивированному выбору будущей профессии
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; инклюзии; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; педагогические условия; особые образовательные потребности; профессионально ориентированный иностранный язык; нелингвистические вузы; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в вузе; адаптированные учебные модули; иноязычные компетенции
Abstract: The article is devoted to an urgent problem – the creation of educational and pedagogical conditions necessary for the inclusion of students with disabilities, distinguished by special educational needs (SEN) in the active acquisition of communicative competencies of a foreign language. The subject of the study was the process of teaching a professionally oriented foreign language in conditions of educational inclusion in a non-linguistic university. The purpose of the study is to develop special modules containing various tasks and ways of presenting educational material that will make it easier for students with SEN to master foreign language communicative competencies. Theoretical research methods included the study and generalization of scientific and pedagogical experience on the problems of inclusive education, theoretical analysis of works on teaching a professionally oriented foreign language. Empirical research methods were used: survey-questioning of teachers, interviews and testing of students, diagnostic crosssection of foreign language knowledge of students with SEN, comparative analysis and systematization of data, experimental teaching of a professionally oriented foreign language to students with SEN a modular methodology in conditions of inclusion. The authors presented modules for teaching a professionally oriented foreign language to people with SEN at a university, developed on the basis of a student-oriented methodology, a communicative-activity approach, taking into account the principles of differentiation, individualization and personalization of learning. An example module for teaching communicative competencies in oral foreign language monologue and dialogic speech is provided. The role of digital resources of the intra-university portal of electronic educational resources is noted, which allow the teacher to directly collaborate with each student in the group and personally with persons with SEN. The results obtained after training students with SEN using the proposed methodology clearly showed an increase in the level of knowledge of a foreign language. This approach will make it possible to organize successful training of students with SEN in a professionally oriented foreign language, and in the future, a motivated choice of a future profession
Key words: students with disabilities; limited health options; inclusion; inclusive education; inclusive educational environment; pedagogical conditions; special educational needs; professionally oriented foreign language; non-linguistic universities; foreign languages; methods of teaching foreign languages; methods of foreign languages at universities; adapted training modules; foreign language competencies

Для цитирования:

Ерофеева, Е. В. Обучение профессионально ориентированному иностранному языку в вузе в условиях инклюзии / Е. В. Ерофеева, Л. В. Скопова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 281-288.

For citation

Erofeeva, E. V., Skopova, L. V. (2024). Teaching a Professionally Oriented Foreign Language at a University in Conditions of Inclusion // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 281-288.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.