Файл статьи: PDF
Аннотация: В работе рассматривается проблема сопряжения педагогической методики введения понятий и психолого-педагогического процесса развития продуктивного мышления. Сформулированные к настоящему времени психолого-педагогические принципы и педагогические условия развития мышления позволяют выстраивать методические схемы учебного процесса введения и усвоения понятий, однако развитие продуктивного мышления оказывается при этом фоновым процессом. Методологической основой служит теория продуктивного мышления, с опорой на которую предложена технология развития продуктивного мышления с использования понятийного словаря. Последний является инструментом в предложенном алгоритме введения понятий. Целью исследования являются разработка, обоснование и опытная проверка методики, направленной на развитие продуктивного мышления в ходе введения понятий. Методика апробирована в основном на математическом материале, однако ряд экспериментальных заданий относился к введению понятий из других дисциплин и даже бытовых понятий. Новизна исследования: представлена технология введения определения понятий, индуцирующая развитие понятийного мышления. В его основе лежат использование алгоритма определения понятия и применение понятийного словаря, электронная версия которого допускает интерактивное расширение. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей при организации процесса обучения математике
Ключевые слова: понятийные словари; электронные словари; методика введения понятий; цифровые педагогические технологии; алгоритмы образовательных технологий; продуктивное мышление; развитие мышления; школьники; понятийный аппарат; математика; методика преподавания математики; методика математики в школе; математические понятия
Abstract: The problem of combining the pedagogical methodology for introducing concepts and the psychology-pedagogical process of developing productive thinking is considered. The psychology-pedagogical principles and pedagogical conditions for the development of thinking that have been formulated to date make it possible to build methodological schemes for the educational process of introducing and mastering concepts, but the development of productive thinking turns out to be a background process. The methodological basis is the theory of productive thinking, based on which a technology for the development of productive thinking using a conceptual dictionary is proposed. The latter is a tool in the proposed algorithm for introducing concepts. The purpose of the study is to develop, substantiate and experimentally test a methodology aimed at developing productive thinking during the introduction of concepts. The methodology was tested mainly on mathematical material, but a number of experimental tasks related to the introduction of concepts from other disciplines and even everyday concepts. Novelty of the research: the technology for introducing the definition of concepts, inducing the development of conceptual thinking, is presented. It is based on the use of an algorithm for defining a concept and the use of a conceptual dictionary, the electronic version of which allows for interactive expansion. The results can be used in the teacher’s practice when organizing the process of teaching mathematics
Key words: conceptual dictionaries; electronic dictionaries; methodology for introducing concepts; digital pedagogical technologies; educational technology algorithms; productive thinking; development of thinking; pupils; conceptual apparatus; mathematics; methods of teaching mathematics; mathematics methods at school; mathematical concepts

Для цитирования:

Гейн, А. Г. Понятийный словарь как педагогический инструмент развития мышления обучающихся / А. Г. Гейн, М. Л. Фролова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 151-158.

For citation

Gein, A. G., Frolova, M. L. (2024). Conceptual Dictionary as a Pedagogical Tool for the Development of Learners’ Thinking // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 151-158.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.