Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации высшего образования и поиска собственной аутентичной российской модели подготовки будущих специалистов преподаватели вузов демонстрируют преданность педагогической профессии и готовность к профессиональному росту, стремятся к непрерывному самосовершенствованию. Об этом свидетельствуют анализ многочисленной психолого-педагогической литературы и собственные научные изыскания авторов. Одновременно актуализируется проблема: каким образом успешное профессиональное развитие преподавателей высшей школы может повлиять на формирование их педагогической устойчивости? Цель исследования заключается в том, чтобы обосновать взаимосвязь между профессиональным развитием педагогов вузов и достижением их педагогической устойчивости. В статье раскрыта сущность системно-деятельностного подхода, заключающаяся в его ориентированности на комплексное, всестороннее личностно-профессиональное развитие, а также интериоризацию внешних явлений образовательного пространства во внутренние процессы. Ведущим принципом является принцип человекосообразности, согласно которому педагог должен непрерывно развиваться с учетом гуманистической направленности его деятельности. В качестве важных результатов исследования можно указать выделение этапов формирования педагогической устойчивости, диверсификацию направлений профессионального развития, актуализацию значимости их конкурентоспособности для продвижения карьеры. Научная новизна результатов заключается в том, что выявлена корреляция между этапами и профессионально значимыми качествами, формируемыми на каждом из этапов становления педагогической устойчивости. Теоретическая значимость результатов заключается в том, что активизация психологических процессов (от самопознания и саморазвития до самоактуализации и самореализации) позволяет педагогу успешно пройти глубокую личностно-профессиональную трансформацию в процессе достижения педагогической устойчивости. Практическая значимость результатов заключается в возможности проследить на практике преемственность этапов формирования педагогической устойчивости в зависимости от стадий обучения и преподавательской деятельности. Обосновано, что успешное профессиональное развитие преподавателя высшей школы влияет на достижение его педагогической устойчивости и повышение уровня его педагогического мастерства в целом
Ключевые слова: высшие учебные заведения; преподаватели; педагогическая деятельность; принцип человекосообразности; гуманистическая направленность; профессиональное развитие; профессиональный рост; педагогическая устойчивость; педагогические профессии; системнодеятельностный подход
Abstract: The relevance of our research is due to the fact that in the context of the transformation of higher education and the search for its own authentic Russian model of training future specialists, university teachers demonstrate their dedication to the pedagogical profession and readiness for professional growth, and strive for continuous self-improvement. This is evidenced by the analysis of numerous psychological and pedagogical literature and the authors’ own scientific research. At the same time, the following problem is actualized: how can successful university teachers’ professional development influence on formation of their pedagogical stability? The purpose of the research is to prove interrelation between university teachers’ professional development and achievement of their pedagogical stability. The essence of system and activity approach is revealed in the article which is realized in its focus on complex, comprehensive personal and professional development, and an interiorization of the external phenomena of educational environment into internal processes. The leading principle is the principle of a human-conformity, according to which the teacher has to be developed continuously, taking into account the humanistic orientation of his activity. As important results of the research, we can indicate the stages of formation of pedagogical stability, diversification of the directions of professional development, updating the importance of the competitiveness for career advancement. The scientific novelty of the results lies in the fact that the correlation between the stages and the professional-significant qualities formed at each stage of the formation of pedagogical stability has been revealed. The theoretical importance of the results is that activation of psychological processes (from self-cognition and self-development to self-actualization and selfrealization) allows the teacher to successfully undergo a deep personal and professional transformation in the process of achieving pedagogical stability. The practical significance of the results lies in the ability to trace in practice the continuity of the stages of formation of pedagogical stability depending on the stages of training and teaching. It is justified that the successful professional development of a teacher of higher education affects the achievement of his pedagogical stability and the increase in the level of his pedagogical mastery, in general
Key words: higher education institutions; teachers; pedagogical activity; the principle of human conformity; humanistic orientation; professional development; professional growth; pedagogical sustainability; teaching professions; system-activity approach

Для цитирования:

Трегубова, Т. М. Профессиональное развитие как фактор достижения педагогической устойчивости преподавателей вузов / Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова, А. С. Кац. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 77-86.

For citation

Tregubova, T. M., Shibankova, L. A., Kats, A. S. (2024). Professional Development as a Factor of Achievement University Teachers’ Pedagogical Stability // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 77-86.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.