Рубрика: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена утверждающейся в педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательной парадигмой, одним из важнейших направлений в которой является формирование ценностных ориентаций личности во взаимодействии с искусством. Целенаправленный педагогический процесс восприятия, переживания, понимания нравственных и эстетических ценностей искусства способствует формированию эстетической оценки даже у детей младшего школьного возраста. Особая роль в решении данной проблемы принадлежит изобразительному искусству, призванному обогащать художественно-эстетический опыт обучающихся, формировать их эстетические впечатления, создавать для них возможность презентовать освоенные эстетические ценности в художественном творчестве. Актуализация опыта восприятия и переживания произведений изобразительного искусства может происходить с использованием многих средств, среди которых одним из эффективных является музыка. Цель статьи – раскрыть принципы и соответствующие им методы, способствующие формированию эстетической оценки произведений искусства. Методологической основой статьи являются теоретические положения о содержании и структуре эстетической оценки, являющейся результатом эстетического восприятия, итогом активного взаимодействия воспринимающего с произведением искусства, способом художественно-эстетического освоения действительности. Структура эстетической оценки включает многие компоненты, среди которых чувствование, понимание и суждение являются одними из главных. Научной новизной представленного материала является обоснование принципов организации работы по развитию эстетической оценки у младших школьников на уроках «Изобразительное искусство»: культурно-исторического и социального контекста, содержательности, индивидуально-личностного развития, художественного контекста с использованием музыкального и других видов искусств.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; эстетическое воспитание; эстетическая оценка; изобразительное искусство; музыка; эстетическое восприятие; художественное творчество; произведения изобразительного искусства
Abstract: The relevance of the problem considered in the article is due to the humanistic and sociocultural educational paradigm that is gaining ground in pedagogical science and practice, one of the most important areas of which is the formation of value orientations of the individual in interaction with art. The purposeful pedagogical process of perception, experience, understanding of the moral and aesthetic values of art contributes to the formation of aesthetic evaluation even in primary school children. A special role in solving this problem belongs to the fine arts, designed to enrich the artistic and aesthetic experience of students, form their aesthetic impressions, create for them the opportunity to present the mastered aesthetic values in artistic creativity. The experience of perception and experience of works of fine art can be updated using many means, among which one of the most effective is music. The purpose of the article is to reveal the principles and corresponding methods that contribute to the formation of aesthetic evaluation of works of art. The methodological basis of the article is the theoretical provisions on the content and structure of aesthetic evaluation, which is the result of aesthetic perception, the result of active interaction of the perceiver with the work of art, a way of artistic and aesthetic mastering of reality. The structure of aesthetic evaluation includes many components, among which: feeling, understanding and judgment are among the main ones. The scientific novelty of the presented material is the substantiation of the principles of organizing work on the development of aesthetic evaluation in primary school students in the lessons “Fine Arts”: cultural, historical and social context, meaningfulness, individual and personal development, artistic context using music and other types of art.
Key words: primary school; junior schoolchildren; aesthetic education; aesthetic appreciation; fine arts; music; aesthetic perception; artistic creativity; works of fine art

Для цитирования:

Кусова, М. Л. Формирование эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста с применением музыкального материала / М. Л. Кусова, Л. В. Ясинских, Е. В. Коротаева, П. В. Зуев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №4. – С. 336-343.

For citation

Kusova, M. L., Yasinskikh, L. V., Korotaeva, E. V., Zuev, P. V. (2024). Formation of Aesthetic Evaluation of Works of Fine Arts in Children of Primary School Age Using Musical Material // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 336-343.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.