Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В статье приводится анализ ряда отечественных и зарубежных исследований по теме педагогической компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста с ОВЗ, дискутируется вопрос о том, что понимается под языковой и речевой компетентностью. Авторы представляют результаты комплексного исследования педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения семейной поддержки и сопровождения. На этапе исследования уровня зрелости семей с детьми с ОВЗ авторами была составлена индивидуализированная анкета и проведено анкетирование родителей группы респондентов. На формирующем этапе была реализована программа по формированию педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ в специально созданной школе для родителей. Контрольный этап показал, что обучение в школе позволило многим родителям освоить необходимый набор инструментов для развития речи детей раннего возраста с ОВЗ, показало новый уровень понимания важности занятий родителей с детьми, доказало необходимость формирования у родителей педагогической компетентности. Изучение раннего периода жизни дает представление о больших потенциальных возможностях развития речи каждого ребенка. Авторы сделали вывод о том, что родители, заинтересованные в развитии речи детей раннего возраста, должны создать определенную среду, которая обеспечивала бы развивающий эффект. Эта среда должна удовлетворять детские интересы, учитывать возрастные особенности деятельности малыша, стимулировать его собственную речевую активность.
Ключевые слова: семейное воспитание; родители; детско-родительские отношения; ОВЗ; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; педагогическая компетентность родителей; детская речь; развитие речи; речевая деятельность; речевая компетентность; ранний возраст; дети раннего возраста; языковая компетентность
Abstract: The article is devoted to the problem of formation of pedagogical competence of parents in the field of speech development of young children with disabilities. The article provides an analysis of a number of domestic and foreign studies on the topic of pedagogical competence of parents in raising young children with disabilities, and discusses the issue of what is meant by language and speech competence. The authors present the results of a comprehensive study of the pedagogical competence of parents in the field of speech development of young children with disabilities from the point of view of family support and accompaniment. At the stage of studying the maturity level of families with children with disabilities, the authors compiled an individualized questionnaire and conducted a survey of parents of the respondent group. At the formative stage, a program was implemented to develop the pedagogical competence of parents in the area of speech development of young children with disabilities in a specially created school for parents. The control stage showed that training at school allowed many parents to master the necessary set of tools for speech development of young children with disabilities, showed a new level of understanding of the importance of parental activities with children, and proved the need to develop pedagogical competence in parents. Studying the early period of life provides an idea of the great potential for speech development in each child. The authors concluded that parents interested in the development of speech in young children should create a certain environment that would ensure a developmental effect. This environment should satisfy children’s interests, take into account the age-related characteristics of the child's activities, and stimulate his own speech activity.
Key words: family education; parents; parent-child relationships; children with disabilities; disabilities; pedagogical competence of parents; children’s speech; speech development; speech activity; speech competence; early age; young children; language competence

Для цитирования:

Рощина, Г. О. Формирование педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. О. Рощина, Т. Е. Лебедева, Л. С. Русанова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №4. – С. 328-335.

For citation

Roshchina, G. O., Lebedeva, T. E., Rusanova, L. S. (2024). Formation of Pedagogical Competence of Parents in the Field of Speech Development of Young Children with Disabilities // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 328-335.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.