Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приведены и обобщены результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме развития исследовательских умений будущих учителей информатики и физики: уточнено определение исследовательских умений в условиях информатизации образования, выделены необходимые умения для организации исследовательской деятельности в современных условиях, уточнены структура учебно-исследовательской деятельности аналогично структуре научно-исследовательской деятельности и возможности использования соответствующего современного программного обеспечения. Сформулированы принципы развития исследовательских умений: 1) принцип максимального использования информационных технологий в процессе учебно-исследовательской деятельности; 2) принцип вариативности использования информационных технологий. В соответствии с этими положениями разработана методика развития исследовательских умений будущих учителей. В качестве конкретных примеров приведена методика решения исследовательской задачи по информатике «Составление прайс-листа компьютерного магазина», проведения творческой лабораторной работы по физике «Определение зависимости напряжения на конденсаторе от времени его разрядки через резистор» и организации выполнения студентами комплексного учебного проекта «Исследование арок зданий г. Екатеринбурга». Приведены данные педагогического эксперимента по применению разработанной методики. Критериями оценки развития исследовательских умений были предложены мотивированность студентов к учебно-исследовательской деятельности, наличие знаний у студентов по структуре исследовательской деятельности, умений осуществлять исследовательскую деятельность. Для определения результативности предлагаемой методики была проведена оценка сформированности исследовательских умений по указанным критериям в начале педагогического эксперимента и на завершающем его этапе. Анализ полученных данных проводился с применением статистического метода – угловое распределение Фишера, который показал, что изменение параметров не является случайным, а становится результатом применения разработанной методики, что позволяет сделать вывод о ее результативности.
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; образовательный процесс; информатика; физика; учителя информатики; учителя физики; исследовательские умения; исследовательская деятельность; структура учебно-исследовательской деятельности; информационные технологии; организация учебно-исследовательской деятельности; исследовательская задача; лабораторная работа; комплексный учебный проект
Abstract: The article presents and summarizes the results of theoretical and empirical research on the problem of developing the research skills of future teachers of computer science and physics: the definition of research skills in the context of informatization of education is clarified, the necessary skills for organizing research activities in modern conditions are highlighted, the structure of educational and research activities is clarified similar to the structure of research activities and the possibility of using appropriate modern software. The principles of the development of research skills are formulated: 1) the principle of maximum use of information technology in the process of educational and research activities; 2) the principle of variability in the use of information technology. In accordance with these provisions, a methodology for developing the research skills of future teachers has been developed. As specific examples, the methodology for solving the research problem in computer science “Compiling the price list of a computer store”, conducting creative laboratory work in physics “Determining the dependence of the voltage on a capacitor on the time of its discharge through a resistor” and organizing the implementation by students of a comprehensive educational project “Study of the arches of buildings in Ekaterinburg” is given. The data of a pedagogical experiment on the application of the developed methodology are presented. The criteria for evaluating the development of research skills were the motivation of students for educational and research activities, the knowledge of students on the structure of research activities, and the ability to carry out research activities. To determine the effectiveness of the proposed methodology, an assessment of the formation of research skills according to the specified criteria was carried out at the beginning of the pedagogical experiment and at its final stage. The analysis of the obtained data was carried out using a statistical method – the Fisher angular distribution, which showed that the change in parameters is not random, but is the result of the application of the developed methodology. Which allows us to conclude about its effectiveness.
Key words: pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; educational process; computer science; physics; computer science teachers; physics teachers; research skills; research activities; structure of educational and research activities; information technology; organization of educational and research activities; research task; laboratory work; complex educational project

Для цитирования:

Аксенова, О. В. Развитие исследовательских умений будущих учителей / О. В. Аксенова, Т. Н. Шамало. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №4. – С. 272-280.

For citation

Aksyonova, O. V., Shamalo, T. N. (2024). Developing the Research Skills of Future Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 272-280.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.