Файл статьи: PDF
Аннотация: Авторы рассматривают проблему мотивации к достижению цели, изучают уровень удовлетворения базовых потребностей у курсантов и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Формирование мотивации к достижению цели у курсантов ведомственных вузов ФСИН – актуальная задача психолого-педагогического сопровождения процесса обучения. В то же время, несмотря на значимость мотивации в структуре профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, коррекционно-развивающая модель сопровождения обучения и стажировки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, нацеленная на стимулирование самодетерминированного поведения и интернальной мотивации, в отечественной науке до сих пор не разработана. Это осложняет адаптацию курсантов к реалиям службы, сказывается на уровне удовлетворения базовых потребностей, эффективности служебно-профессиональной деятельности сотрудника, приводит к профессиональной деформации. Целью данного исследования было изучение различий мотивации к достижению цели и уровня удовлетворения базовых психологических потребностей у курсантов и сотрудников в зависимости от стажа службы. В исследовании приняли участие 180 человек – 3 группы респондентов: курсанты, обучающиеся на 1 курсе ведомственного вуза, курсанты 4 курса и сотрудники, имеющие стаж службы от 5 до 10 лет, ранее обучавшиеся в ведомственных вузах. Исследование интересующих авторов показателей осуществлялось c помощью психодиагностических методик: «Оценка мотивации к достижению цели (к успеху)» (T. Ehlers, 1964) в адаптации М. А. Котик, 1981; «Удовлетворение базовых психологических потребностей» (Basic Psychological Needs Satisfaction Scale, BPNSS; M. Gagne, 2003) в адаптации: И. Ю. Суворовой, А. А. Бабий, Н. В. Корзун, 2022. В результате исследования выявлены статистически значимые различия по показателям мотивации к достижению цели, принадлежности и автономии: уровень данных показателей значительно снижается у сотрудников УИС в сравнении с курсантами, обучающимися на 1 курсе. Практическая значимость исследования состоит в обосновании значимости стимулирования мотивации к достижению цели у курсантов ведомственных вузов, активизации потенциала и ресурсов личности, психологической подготовки обучающихся к трудностям служебной деятельности. Результаты исследования позволят разработать модель психолого-педагогического сопровождения курсантов в процессе обучения в вузе, направленную на стимулирование самодетерминированного поведения, формирование интернальной мотивации, что позволит будущим сотрудникам УИС успешно адаптироваться к трудностям службы, реализовать имеющийся потенциал, избежать в будущем рассогласованности восприятия своего «Я», профессии, целей и задач служебной деятельности, личностных деструкций и сохранить здоровье.
Ключевые слова: мотивационная сфера; интернальная мотивация; достижение цели; уровень удовлетворения; базовые потребности; курсанты; ведомственные вузы; сотрудники; образовательный процесс; психолого-педагогическое сопровождение; уголовно-исполнительная система
Abstract: The author examines the problem of motivation to achieve the goal, studies the level of satisfaction of basic needs among cadets and employees of the penal correction system. Formation of motivation to achieve the goal among cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service is an urgent task of psychological and pedagogical support of the learning process. At the same time, despite the importance of motivation in the structure of professional activity of employees of the penal enforcement system, a correctional and developmental model of training and internship support for future employees of the penal enforcement system, aimed at stimulating self-determined behavior and internal motivation, still not developed in Russian science. This complicates the adaptation of cadets to the realities of the service, affects the level of satisfaction of basic needs, the effectiveness of the employee’s professional activities, and leads to professional deformation. The purpose of this study was to study differences in motivation to achieve the goal and the level of satisfaction of basic psychological needs among cadets and employees, depending on the length of service. 180 people took part in the study – 3 groups of respondents: cadets studying in the 1st year of a departmental university, 4th year cadets and employees with service experience from 5 to 10 years who previously studied at departmental universities. The study of the indicators of interest to the author carried out using diagnostic techniques: “Assessment of motivation to achieve a goal (to success)” (T. Ehlers, 1964) in the adaptation of M. A. Kotik, 1981; “Satisfaction of basic psychological needs” (Basic Psychological Needs Satisfaction Scale, BPNSS; M. Gagne, 2003) in the adaptation: I. Yu. Suvorova, A. A. Babiy, N. V. Korzun, 2022. In result of the conducted research, statistically significant differences in indicators revealed: motivation to achieve goals, belonging and autonomy. The level of these indicators significantly reduced among employees of the penal enforcement system compared to cadets enrolled in the 1st year. The practical significance of the study is to substantiate the importance of stimulating motivation to achieve goals among cadets of departmental universities, activating the potential and resources of the individual, psychological preparation of students for the difficulties of official activity. The results of the study will allow us to develop a model of psychological and pedagogical support for cadets in the process of studying at a university. It will aim at stimulating self-determined behavior, forming internal motivation, which will allow future employees of the penal enforcement system to adapt successfully to the difficulties of the service, realize their potential, avoid in the future inconsistency in the perception of their “I”, profession, goals and objectives of official activity, personal destruction and maintain health.
Key words: motivational sphere; internal motivation; goal achievement; level of satisfaction; basic needs; cadets; departmental universities; employees; educational process; psychological and pedagogical support; penal system

Для цитирования:

Хорольский, Д. А. Особенности мотивации к достижению цели и уровня удовлетворения базовых потребностей у сотрудников и курсантов ведомственных вузов ФСИН России / Д. А. Хорольский, О. В. Гурова, О. В. Кружкова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 384-391.

For citation

Khorolsky, D. A., Gurova, O. V., Kruzhkova, O. V. (2024). Features of Motivation to Achieve the Goal and the Level of Satisfaction of Basic Needs among Employees and Cadets of Departmental Universities of the Federal Penitentiary Service of Russia // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 384-391.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.