Файл статьи: PDF
Аннотация: Современный этап развития российского общества требует новых подходов к его осмыслению психологической наукой и практикой. Проведение специальной военной операции оказало значительное влияние на население новых территорий РФ: находясь на территории боевого соприкосновения, многие жители были вынуждены эвакуироваться, лишившись привычного уклада жизни. Эвакуированы были высшие учебные заведения и обучающиеся в них студенты, социальная ситуация развития которых не имеет аналогов. Помимо проблем, характерных для вынужденной миграции, перед студентами, обучающимися в вузах новых субъектов РФ, остро стоят вопросы социальной и личностной идентичности, адаптации к российской системе высшего образования, новым социальным условиям и др. С психологической точки зрения обозначенная ситуация относится к категории трудных жизненных ситуаций, что требует осмысления условий, позволяющих студенту преодолеть трудности и адаптироваться к новой ситуации. Целью нашего исследования стало изучение жизнестойкости студентов и параметров семейной системы, позволяющих им справляться с трудной жизненной ситуацией. В исследовании приняли студенты Херсонского государственного педагогического университета. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью пакета диагностических методик: «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева), «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) Д. X. Олсона. Согласно полученным в исследовании данным, в выборке студентов, обучающихся в вузах новых субъектов РФ, преобладающим является средний уровень жизнестойкости, что указывает на наличие у них достаточных ресурсов для совладения с жизненными трудностями. Анализ параметров семейной системы студентов с разным уровнем жизнестойкости показал, что студенты со средним уровнем жизнестойкости могут являться членами как функциональной семьи, обладающей связанным типом семейных отношений, так и дисфункциональной – с хаотичным типом семейных отношений. В отличие от них, студенты с высоким уровнем жизнестойкости всегда являются членами функциональных семей, а студенты с низким уровнем жизнестойкости – дисфункциональных. В результате обработки эмпирических данных было статистически подтверждено, что значимым параметром семейной системы, определяющим жизнестойкость студента в трудной жизненной ситуации, является семейная сплоченность. С другой стороны, уровень жизнестойкости студента является условием адаптивности его семейной системы, что позволяет как самому студенту, так и его семье приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Полученные в исследовании данные могут быть учтены при проектировании системы поддержки студентов и их семей в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: параметры семейной системы; семейные отношения; сложная жизненная ситуация; жизнестойкость личности; студенты; личность студента; семейная сплоченность; семейная адаптация; эмпирические исследования
Abstract: he current stage of development of Russian society requires new approaches to its understanding by psychological science and practice. The conduct of a special military operation had a significant impact on the population of the new territories of the Russian Federation: being in the territory of combat contact, many residents were forced to evacuate, having lost their usual way of life. Higher educational institutions and students studying in them, whose social development situation has no analogues, also turned out to be evacuated. In addition to the problems typical of forced migration, students studying at universities in new subjects of the Russian Federation face acute issues of social and personal identity, adaptation to the Russian higher education system, new social conditions, etc. From a psychological point of view, this situation belongs to the category of difficult life situations, which requires understanding the conditions that allow the student to overcome difficulties and adapt to a new situation. The purpose of our study was to study the resilience of students and the parameters of the family system that allow them to cope with a difficult life situation. Students of Kherson State Pedagogical University took part in the study. Empirical data were collected using a package of diagnostic techniques: S. Muddy’s Resilience Test (adapted by D. A. Leontiev), D. H. Olson’s Scale of Family Adaptation and Cohesion (FACES-3). According to the data obtained in the study, in the sample of students studying at universities in new subjects of the Russian Federation, the average level of resilience is predominant, which indicates that they have sufficient resources to cope with life difficulties. The analysis of the parameters of the family system of students with different levels of resilience showed that students with an average level of resilience can be both members of a functional family with a related type of family relationship, and dysfunctional ones with a chaotic type of family relationship. In contrast, students with a high level of resilience are always members of functional families, while students with a low level of resilience are dysfunctional. As a result of processing empirical data, it was statistically confirmed that the most significant parameter of the family system for the formation and development of resilience is family cohesion. On the other hand, a student’s resilience is a condition for the adaptability of his family system, which allows both the student and his family to adapt to new life circumstances. The data obtained in the study can be taken into account when designing a support system for students and their families in difficult life situations.
Key words: family system parameters; family relationships; difficult life situation; personality resilience; students; student personality; family cohesion; family adaptation; empirical research

Для цитирования:

Васягина, Н. Н. Параметры семейной системы как предикторы жизнестойкости студента в трудной жизненной ситуации / Н. Н. Васягина, Е. Н. Григорян, Г. А. Попельчук, Т. В. Левченко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 324-332.

For citation

Vasyagina, N. N., Grigorian, E. N., Popelchuk, G. A., Levchenko, T. V. (2024). Family System Parameters as Predictors of Student’s Resilience in a Difficult Life Situation // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 324-332.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.