Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования взаимосвязи между обесцениванием и другими детерминированными феноменами. Актуальность исследования состоит в том, что данный феномен часто фигурирует в различных литературных источниках, однако изучен не был. При этом наблюдается взаимосвязь исследуемого механизма с уже изученными психологическими феноменами. Классификация и систематизация информации по феномену обесценивания – необходимый этап для его дальнейшего изучения. Целью статьи является описание феноменологии явления и процесса обесценивания, а также исследование признаков, детерминированных обесцениванием. Исследование было проведено путем анализа библиографических источников на первом этапе и путем опроса 117 респондентов на втором этапе. Поиск и отбор литературы осуществлялся в отечественных и международных наукометрических базах данных Web of Science, а также в электронной библиотеке, интегрированной с Российским индексом научного цитирования. В результате анализа была подтверждена взаимосвязь психологических феноменов, связанных с механизмом обесценивания. Также предложена первичная классификация обесценивания как психологического феномена. Опрос респондентов осуществлялся посредством Яндекс Форм, анализ данных – JASP путем факторного анализа. В результате исследования были выявлены пять значимых факторов с общим кумулятивным весом объясненной дисперсии 59%. Таким образом, основными комплексными индивидуальными факторами обесценивания стали: идеализирующее обесценивание себя и других; обесценивание себя; общее обесценивание себя и других; обесценивание своей жизни и достижений; общее обесценивание.
Ключевые слова: обесценивание; девальвация; идеализация; психологический феномен; перфекционизм; синдром самозванца; теоретические исследования; эмпирические исследования
Abstract: The article presents the results of theoretical and empirical study of the relationship between depreciation and other deterministic phenomena. The relevance of the study lies in the fact that this phenomenon often appears in various literary sources, but has not been studied. At the same time, there is an interrelation of the investigated mechanism with already studied psychological phenomena. Classification and systematization of information on the phenomenon of devaluation is a necessary stage for its further study. The aim of the article is to describe the phenomenology of the phenomenon and process of depreciation, as well as to investigate the attributes determined by depreciation. The study was conducted by analyzing bibliographic sources at the first stage and by interviewing 117 respondents at the second stage. Literature search and selection was carried out in domestic and international scientometric databases Web of Science, as well as in the electronic library integrated with the Russian Science Citation Index. As a result of the analysis, the interrelation of psychological phenomena related to the mechanism of depreciation was confirmed. The primary classification of devaluation as a psychological phenomenon was also proposed. Respondents were surveyed through Yandex Forms, data analysis was done by JASP through factor analysis. As a result of the study, five significant factors were identified with a total cumulative weight of explained variance of 59%. Thus, the main complex individual factors of devaluation were: idealizing devaluation of self and others; self devaluation; general devaluation of self and others; a devaluing of one’s life and accomplishments; general devaluation.
Key words: devaluation; devaluation; idealization; psychological phenomenon; perfectionism; impostor syndrome; theoretical research; empirical research

Для цитирования:

Боровкова, Ж. А. Обесценивание как психологический феномен / Ж. А. Боровкова, О. В. Кружкова, Н. Е. Жданова, А. Ю. Косарева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 306-315.

For citation

Borovkova, Zh. A., Kruzhkova, O. V., Zhdanova, N. E., Kosareva, A. Yu. (2024). Devaluation as a Psychological Phenomenon // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 306-315.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.