Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема изучения деструктивного поведения обучающихся занимает ведущее место в современных психолого-педагогических исследованиях, а вопрос о механизмах формирования подобных нарушений поведения подростков и разработке эффективных профилактических программ является особо актуальным. Среди современных методов психолого-педагогической профилактики нарушений поведения популярность набирает нейропсихологический подход, так как в последнее время наблюдается увеличение числа детей и подростков с гиперактивностью и дефицитом внимания, с неудовлетворительными детско-родительскими взаимоотношениями, при этом научные исследования указывают на повышенный риск деструктивного поведения данного контингента детей. Именно нейропсихологические методы позволяют эффективно развивать отдельные участки мозга (активизировать функции программирования, регуляции и контроля) через разные виды деятельности у детей с нарушением поведения. Исходя из этого, целью исследования стало использование нейропсихологического подхода в профилактике деструктивного поведения подростков. В работе использовались методы: теоретического анализа литературы, обобщения научного нейропсихологического опыта в работе с детьми и подростками, нейродиагностический игровой комплекс в форме компьютерного программного обеспечения авторов C. Lejuez, W. Knox, R. Aupperle. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты свидетельствуют о наличии у подростков с агрессивными и рискованными формами поведения высокого уровня импульсивности, склонность к риску и острым впечатлениям, отсутствии навыков принятия рационального решения, об ошибке пространственного мышления на фоне несформированности префронтальных отделов и третьего блоков мозга, т. е. активация и тонус, а также регуляция и контроль деятельности. На основе применения нейропсихологического подхода, через методы индивидуальной работы и нейрокоучинга удалось снизить импульсивность подростков, тенденции к агрессии, склонность к риску и острым впечатлениям, отсутствие навыков принятия рационального решения, ошибки пространственного мышления. Сформулированы выводы: полифакторность причин деструктивного поведения обучающихся указывает на сложность изучаемого феномена и требует системного мультидисциплинарного рассмотрения. При решении задач профилактики и коррекции деструктивных форм поведения детей и подростков необходим комплексный подход. Только междисциплинарное взаимодействие специалистов может оптимизировать психолого-педагогическое воздействие. Одним из направлений, разрабатывающих научные и прикладные аспекты детерминации деструктивного поведения с позиции дисфункциональной работы мозга, является нейропсихологический подход, который может быть перспективным в работе с детьми и подростками и открывает новые возможности использования современных техник в профилактике деструктивного поведения.
Ключевые слова: нейропсихология; деструктивное поведение; нарушения поведения; трудные подростки; профилактика деструктивного поведения; профилактическая работа; профилактические программы; профилактические мероприятия; поведение подростков
Abstract: The problem of studying the destructive behavior of students occupies a leading place in modern psychological and pedagogical research, and the question of the mechanisms of formation of such violations of adolescent behavior and the development of effective preventive programs is particularly relevant. Among modern methods of psychological and pedagogical prevention of behavioral disorders, the neuropsychological approach is gaining popularity, since recently there has been an increase in the number of children and adolescents from children with hyperactivity and attention deficit, with unsatisfactory child-parent relationships, while scientific research indicates an increased risk of destructive behavior of this contingent of children. We consider it new in the implementation of this area of psychological work, the ability to stimulate individual parts of the brain through different types of activities to activate the functions of programming, regulation and control in case of violation of the behavior of students. The aim of the study was to use a neuropsychological approach in the prevention of destructive behavior in adolescents. The following methods were used in the work: theoretical analysis of literature, generalization of scientific neuropsychological experience in working with children and adolescents, a neurodiagnostic game complex in the form of computer software by the authors C. Lejuez, W. Knox, R. Aupperle. The results obtained during the empirical study indicate the presence in adolescents with aggressive and risky behaviors, a high level of impulsivity, a tendency to risk and acute impressions, lack of rational decision-making skills, spatial thinking errors against the background of unformed prefrontal divisions and the third block of the brain, that is, activation and tone, as well as regulation and control activities. Based on the application of a neuropsychological approach, through the methods of individual work and neurocouching, it was possible to reduce the impulsivity of adolescents, tendencies to aggression, a tendency to risk and acute impressions, lack of rational decision-making skills, spatial thinking errors. Conclusions are formulated: the multifactorial nature of the causes of destructive behavior of students indicates the complexity of the phenomenon under study and requires a systematic multidisciplinary consideration. An integrated approach is needed to solve the problems of prevention and correction of destructive behaviors of children and adolescents. Only interdisciplinary interaction of specialists can optimize the psychological and pedagogical impact. One of the directions developing scientific and applied aspects of the determination of destructive behavior from the perspective of dysfunctional brain work is a neuropsychological approach, which can be promising in working with children and adolescents and opens up new opportunities for using modern techniques in the prevention.
Key words: neuropsychology; destructive behavior; behavioral disorders; difficult teenagers; prevention of destructive behavior; preventive work; preventive programs; preventive measures; adolescent behavior

Для цитирования:

Братчикова, Ю. В. Нейропсихологический подход в профилактике деструктивного поведения подростков / Ю. В. Братчикова, Ю. А. Герасименко, О. В. Лозгачева, Ю. Н. Галагузова, Е. А. Югова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 316-323.

For citation

Bratchikova, Yu. V., Gerasimenko, Yu. A., Lozgacheva, O. V., Galaguzova, Yu. N., Yugova, E. A. (2024). Neuropsychological Approach to the Prevention of Destructive Behavior in Adolescents // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 316-323.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.