Вам может быть интересно:
Архив журнала
Предикторы эмоциональной устойчивости педагогов
- 65
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена весьма актуальной проблеме современной педагогической психологии, а именно психологии профессионального выгорания педагогов. Авторы исходили из предположения, что выявление особенностей личности педагога, устойчивого к деструктивному воздействию профессионального стресса, будет способствовать разработке эффективных мер превенции эмоционального выгорания педагогов. Авторы в ходе анализа литературных источников предположили, что структура личности эмоционально устойчивых педагогов имеет существенные различия со структурой личности их коллег, страдающих от профессионального выгорания. В исследовании участвовали 839 педагогов, работающих в образовательных организациях разного уровня (детские сады, школы, колледжи, вузы, учреждения дополнительного образования) и проживающих в 4 федеральных округах Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно. Полученные данные были обработаны с помощью методов многомерной математической статистики. В результате обработки данных эксплораторного факторного анализа было выявлено 7 факторов, составляющих структуры личности эмоционально устойчивого педагога. В результате в структуре личности психологически устойчивого педагога было выявлено 7 факторов: эмоциональная компетентность, коммуникативная бойкость, внутренняя педагогическая диспозиция, забота о статусе, позитивный перфекционизм, правильность, позитивный социально-психологический климат. Новизна исследования состоит в том, что впервые были выявлены личностные предикторы эмоциональной устойчивости педагога к профессиональному выгоранию. Практическая значимость состоит в том, что на основе результатов исследования возможно разработать цели коррекционно-развивающей работы для педагогов, страдающих от профессионального выгорания. Можно сделать вывод, что предложенная авторами структура личности педагога, устойчивого к профессиональному выгоранию, будет способствовать разработке модели психопрофилактики профессионального выгорания педагогов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание; синдром эмоционального выгорания; психология труда; педагоги; педагогическая деятельность; личность педагога; эмоциональная устойчивость; профессиональное выгорание; профессиональное здоровье; профилактика профессионального выгорания; педагогическая психология; профессиональные деформации
Abstract: The article is devoted to a very relevant problem of modern pedagogical psychology, namely, the psychology of professional burnout of teachers. The authors proceeded from the assumption that identifying the personality traits of a teacher who is resistant to the destructive effects of professional stress will contribute to the development of effective measures to prevent teachers’ emotional burnout. The authors, in the course of analyzing literary sources, suggested that the personality structure of emotionally stable teachers has significant differences with the personality structure of their colleagues. suffering from professional burnout. The study involved 839 teachers working in educational institutions of various levels (kindergartens, schools, colleges, universities, institutions of additional education) and living in 4 federal districts of the Russian Federation. Empirical data was collected remotely. The data obtained were processed using methods of multidimensional mathematical statistics. As a result of processing the data of exploratory factor analysis, 7 factors were identified that make up the personality structure of an emotionally stable teacher. As a result, 7 factors were identified in the personality structure of a psychologically stable teacher: emotional competence, communicative glibness, internal pedagogical disposition, concern for status, positive perfectionism, correctness, and a positive socio-psychological climate. The novelty of the study lies in the fact that for the first time personal predictors of a teacher’s emotional stability to professional burnout were identified. The practical significance lies in the fact that, based on the results of the study, it is possible to develop the goals of correctional and developmental work for teachers suffering from professional burnout. Thus, it can be concluded that the personality structure of a teacher who is resistant to professional burnout proposed by the authors will contribute to the development of a model of psychoprophylaxis of professional burnout of teachers.
Key words: emotional burnout; emotional burnout syndrome; labor psychology; teachers; pedagogical activity; teacher personality; emotional stability; professional burnout; professional health; prevention of professional burnout; pedagogical psychology; professional deformations
Для цитирования:
Водяха, С. А. Предикторы эмоциональной устойчивости педагогов / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха, Е. А. Югова, Ю. Н. Галагузова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 333-341.
For citation
Vodyakha, S. A., Vodyakha, Yu. E., Yugova, E. A., Galaguzova, Yu. N. (2024). Predictors of Teachers’ Emotional Stability // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 333-341.