Файл статьи: PDF
Аннотация: Современные условия цифровизации, поступательного развития информационных технологий приводят к развитию клипового мышления, и в то же время возникает необходимость использования достижений научно-технического прогресса, положительных черт клипового мышления, но в условиях единства с другими видами мышления в процессе гармоничного развития личности. Цель исследования – представить модель развития понятийного мышления в процессе использования технологии проблемного обучения как одного из условий синхронизации понятийного и клипового мышлений, уменьшения негативных и усиления позитивных аспектов клипового мышления, что является одной из особенностей современного человека. Показано, что проблемное обучение является важным условием развития творческого, критического мышления, способствующим формированию адекватной самооценки человека. Разработана модель развития понятийного мышления в процессе использования проблемно-ориентированного обучения. Контроль осуществлялся по результатам самодиагностики студентов с использованием теста креативности (Э. Торренс), теста критического мышления (Л. Старки), тест-опросника (Дж. Брунер), решения творческих заданий (В. Н. Болховитинов и др.). Показано, что необходимость активного противодействия негативным сторонам развития клипового мышления у подрастающего поколения придает новый импульс развитию технологии проблемного обучения, актуализирует развитие творческого потенциала личности. Теоретическая значимость заключается в анализе и обобщении методов уменьшения негативных и усиления позитивных аспектов клипового мышления, что позволят преподавательскому составу успешно использовать их в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: понятийное мышление; клиповое мышление; проблемное обучение; рефлексия; образовательные технологии; синхронизация мышления; творческая активность; саморазвитие личности; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; студенты
Abstract: Modern conditions of digitalization, the progressive development of information technology, leads to the development of clip thinking and at the same time there is a need to use the achievements of scientific and technological progress, positive features of clip thinking, but in conditions of unity with other types of thinking in the process of harmonious development of personality. The purpose of the study is to present a model for the development of conceptual thinking in the process of using problem-based learning technology as one of the conditions for synchronizing conceptual and clip thinking, reducing the negative and increasing the positive aspects of clip thinking, which is one of the features of modern human thinking. It is shown that problem-based learning is an important condition for the development of creative, critical thinking, contributing to the formation of adequate human self-esteem. A model for the development of conceptual thinking in the process of using problem-based learning has been developed. The control was carried out based on the results of self-diagnosis of students using the creativity test (E. Torrence), the critical thinking test (L. Starkey), the test questionnaire (J. Bruner), solving creative tasks (V. N. Bolkhovitinov, etc.). It is shown that the need to actively counteract the negative sides of the development of clip thinking in the younger generation gives a new the impulse to the development of problem-based learning technology actualizes the development of a person’s creative potential. The theoretical significance lies in the analysis and generalization of methods to counteract the negative sides of clip thinking and the presentation of recommendations, which will allow teaching staff to use them in professional activities.
Key words: conceptual thinking; clip thinking; problem-based learning; reflection; educational technologies; synchronization of thinking; creative activity; personal self-development; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; students

Для цитирования:

Желтухина, М. Р. Синхронизация понятийного и клипового мышления при использовании технологии проблемного обучения / М. Р. Желтухина, О. В. Сергеева, Э. Р. Гайнеев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 42-49.

For citation

Zheltukhina, M. R., Sergeeva, O. V., Gaineev, E. R. (2024). Synchronization of Conceptual and Clip Thinking When Using Problem-Based Learning Technology // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 42-49.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.