Архив журнала
Детерминанты формирования ценностей самообразования студентов-психологов в образовательной среде вуза
- 119
- Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности вопроса детерминации процесса формирования ценностей самообразования студентов-психологов как ориентиров и регуляторов, обеспечивающих продуктивное осуществление данной деятельности и определяющих перспективность их целостного профессионально-личностного развития. Цель исследования: теоретическое определение и эмпирическое подтверждение влияния совокупности условий и факторов как внешних и внутренних предпосылок, детерминирующих формирование ценностей самообразования студентов-психологов в образовательной среде вуза. Для достижения обозначенной цели применялись теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация данных) и эмпирические (тестирование, опрос, анкетирование) методы исследования и статистические методы обработки их результатов (факторный анализ – метод вращения Varimax, корреляционный анализ – метод ранговой корреляции Спирмена). Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и современных работ по теме статьи позволили в теоретическом плане выдвинуть предположение о детерминантах, определяющих возможность формирования в образовательной среде вуза ценностей самообразования студентов-психологов, к которым относятся: условия – осуществление субъект-субъектного взаимодействия, реализация технологий смыслообразования, усиление ценностно-развивающего потенциала образовательной среды вуза; факторы – инициативность, самоэффективность, самоорганизованность. Научная новизна исследования: на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, применения эмпирических методов исследования и статистических методов обработки их результатов определена совокупность детерминант формирования ценностей самообразования студентов-психологов в вузе. Теоретическая значимость: обоснована роль выявленных факторов и условий как детерминант формирования ценностей самообразования студентов-психологов. Практическая значимость: результатами применения метода ранговой корреляции Спирмена подтверждена прямая связь между компонентами ценностей самообразования студентов-психологов и возможными факторами их формирования. Содержательные выводы включают в себя предположение о возможности практической реализации выявленной совокупности детерминант формирования ценностей самообразования в процессе профессиональной подготовки будущих психологов в вузе.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты-психологи; ценности самообразования; самообразование студентов; ценностные отношения; субъект-субъектное взаимодействие; технологии смыслообразования; образовательная среда вуза
Abstract: The problem of the study lies in the insufficient elaboration of the issue of determining the process of forming the values of self-education of psychology students as guidelines and regulators that ensure the productive implementation of this activity and determine the prospects for their holistic professional and personal development. The purpose of the study: theoretical definition and empirical confirmation of the influence of a set of conditions and factors as external and internal prerequisites determining the formation of values of self-education of psychology students in the educational environment of the university. To achieve this goal, theoretical (analysis, synthesis, generalization and systematization of data) and empirical (testing, survey, questionnaire) research methods and statistical methods for processing their results (factor analysis – the Varimax rotation method, correlation analysis – Spearman’s rank correlation method) were used. The analysis and generalization of psychological and pedagogical literature and modern works on the topic of the article allowed, theoretically, to put forward an assumption about the determinants determining the possibility of forming self-education values of psychology students in the educational environment of the university, which include: conditions – the implementation of subject-subject interaction, the implementation of technologies of meaning formation, strengthening the value-developing potential of the educational environment of the university; The factors are initiative, self-efficacy, and self-organization. Scientific novelty of the study: based on the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, the use of empirical research methods and statistical methods for processing their results, a set of determinants of the formation of values of self-education of psychology students at the university is determined. Theoretical significance: the role of certain factors and conditions as determinants of the formation of values of self-education of psychology students is substantiated. Practical significance: the results of the Spearman rank correlation method confirmed a direct connection between the components of the values of self-education of psychology students and possible factors of their formation has been confirmed. The substantial conclusions include the assumption about the possibility of practical implementation of the identified set of determinants of the formation of self-education values in the process of professional training of future psychologists at the university.
Key words: higher education institutions; psychology students; self-education values; self-education of students; value relations; subject-subject interaction; technologies of meaning-making; educational environment of the university
Для цитирования:
Абдалина, Л. В. Детерминанты формирования ценностей самообразования студентов-психологов в образовательной среде вуза / Л. В. Абдалина, М. С. Якимова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 184-194.
For citation
Abdalina, L. V., Yakimova, M. S. (2025). Determinants of the Formation of Values of Self-Education of Psychology Students in the Educational Environment of the University // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 184-194.