Файл статьи: PDF
Аннотация: Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов в систему школьного образования определяет новые требования к учащемуся, который становится активным субъектом своей жизнедеятельности. В современной науке изучение феномена субъекта образования базируется на личностных качествах индивида. Таким качеством в данной статье будет выступать субъектность. В связи с этим возникает потребность в определении уровня сформированности субъектности учащихся в процессе обучения в школе. Отметим, что субъектность как главное качество индивида включает совокупность свойств (мотивированность, отвественность, самоконтроль и др.), необходимых для развития полноценной личности. В ходе работы исследован феномен субъектности в призме категории субъекта. Субъектность – это часть субъекта. Следовательно, инвариантной основой развития субъектности учащихся всех возрастов является учебная деятельность. Необходимо отметить, что субъектность как обязательное условие развития школьника не может быть навязана извне, она формируется постепенно. Субъектность начинает формироваться под внешними воздействиями, которые вместе с тем не являются определяющими. Внешние воздействия – специально организованная деятельность педагога, работающего с учениками, через преобразованное содержание учебного материала. В нем учитель и ученик выполняют равноправные роли субъектов в процессе обучения. Следовательно, субъектность – это личностное свойство человека, раскрывающее сущность человеческого способа бытия. Субъектность заключается в осознанном и деятельном отношении к миру и определения себя в нем как личности.
Ключевые слова: Субъектность; субъект деятельности; образование; личность.

Для цитирования:

Гусакова, М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики / М. А. Гусакова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №4. – С. 90-95.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.