Архив журнала
Методика организации учебного диалога на уроках русского языка в начальной школе: вопросы теории и практики
- 354
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Разрабатывая методику организации учебного диалога на уроках русского для начальной школы, необходимо изначально заложить в процесс и результат обучения не только установку на передачу-усвоение знаний, но и на актуализацию «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого» (по ФГОС НОО) потенциала личности учащегося. Однако, несмотря на заявленную диалоговую направленность обучения на уроках русского языка в третьем классе, как содержание, так и форма заданий в большинстве своем не предусматривают поле для интересных диалоговых ситуаций. Следовательно, необходим поиск дидактических оснований, позволяющих раскрывать и максимально реализовывать возможности уроков русского языка в школе в означенном направлении. Предлагаемая авторская методика включает следующие этапы: общее знакомство учащихся с диалоговой формой обучения, освоение методов общения, правил организации диалогических отношений, отработка и развитие диалогических умений на уроке, применение диалогических умений в новых учебных ситуациях. На каждом этапе происходит смена приоритетности функций диалога, ведущей роли среди участников диалоговых ситуаций, текстов (содержания), методов и приемов включения в диалоговую ситуацию. В результате погружения в методику организации диалога на уроках русского языка у третьеклассников формируется умение видеть не только конкретно-познавательную, но и коммуникативно-развивающую и социально-ориентационные задачи процесса обучения, совершенствуются навыки межличностного взаимодействия с окружающими людьми, развивается субъектность в учебной, познавательной (и иной) деятельности.
Ключевые слова: Диалог; диалоговая форма общения; учебный диалог; уроки русского языка в начальной школе; методика организации учебного диалога для младшего школьника.
Для цитирования:
Зайцева, Е. А. Методика организации учебного диалога на уроках русского языка в начальной школе: вопросы теории и практики / Е. А. Зайцева, Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. – 2015. – №4. – С. 96-101.