Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена репрезентации социально значимых концептов в обыденном сознании современных российских студентов. Отмечается, что сознание – это неоднородное образование и по степени проникновения в суть явления может быть теоретически систематизированным и обыденным. Обыденное сознание – это стихийный способ осознания людьми своего повседневного опыта. Его изучение дает представление о ментальных конструкциях – концептах, сформировавшихся на основе повседневного опыта представителей различных общностей, в том числе возрастных. Упоминается роль ассоциативного эксперимента – одного из наиболее продуктивных способов изучения сущности и структуры концептов. Проводится анализ содержательных и структурных особенностей обыденного концепта «Дружба» у молодых носителей русского языка на основе анализа данных, полученных в ходе ассоциативных экспериментов со студентами 1 и 2 курса УГТУУПИ (в настоящее время – Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина). Отмечается неоднозначность репрезентации исследуемого концепта в обыденном сознании, обусловленная природой обыденного уровня сознания, его стихийностью, влиянием на формирующиеся конструкты как общепринятых мнений или оценок относительно предмета или явления, так и ролью в этом процессе индивидуального, уникального опыта. При этом молодые люди четко осознают, что дружба подразумевает близость и согласие между друзьями, необходимость заботится о друге, помогать ему, быть искренним с ним.
Ключевые слова: Обыденное сознание; концепт; ассоциативный эксперимент; когнитивный признак; ассоциация; студент.

Для цитирования:

Коняева, Е. В. Представление российских студентов начала XXI в. о дружбе / Е. В. Коняева // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 65-70.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.