Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты исследования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Условиями развития самостоятельности старших дошкольников выступают интеграция детских видов деятельности, развивающие маршруты поддержки самостоятельности и поддерживающая позиция педагога. Современная ситуация побуждает выяснить, при каких условиях интеграция детских видов деятельности будет обусловливать развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Было сделано предположение о том, что для развития самостоятельности наибольшее значение будут иметь следующие способы интеграции детских видов деятельности: интеграция двух деятельностей одновременно, сменяющие во времени друг друга деятельности, нацеленные на получение общего, единого результата, а также интеграция по компонентам структуры детских видов деятельности (мотивации, содержанию, необходимым средствам и способам ее осуществления). С учетом вышесказанного были разработаны развивающие маршруты поддержки самостоятельности ребенка, где отражались задачи развития самостоятельности, особенности интеграции, наполнение предметно-пространственной среды для поддержки самостоятельной деятельности детей, особенности поддерживающей позиции педагога. Практическая часть исследования показала, что развитие самостоятельности на основе интеграции детских видов деятельности возможно при условии проведения психолого-педагогической диагностики самостоятельности старших дошкольников. На основе полученных данных дети относятся к разным группам проявления самостоятельности в деятельности. Разрабатываются развивающие маршруты поддержки самостоятельности детей, включающие три типа ситуаций организации взаимодействия педагога с детьми и три способа интеграции детских видов деятельности. В режиме дня увеличивается время для самостоятельной деятельности детей. Предметно-пространственная среда организовывается в соответствии с принципами доступности и удобства использования игрушек и материалов в самостоятельной детской деятельности. Большое значение имеет поддерживающая позиция педагога при взаимодействии с детьми в детских видах деятельности.
Ключевые слова: Самостоятельность дошкольников; развитие самостоятельности; старшие дошкольники; самостоятельная деятельность; детские виды деятельности; интеграция видов деятельности.

Для цитирования:

Атарова, А. Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности / А. Н. Атарова // Педагогическое образование в России. – 2017. – №1. – С. 96-102.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.