Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен теоретический анализ исследований адаптации учащихся военных образовательных учреждений, являющихся первоначальной ступенью подготовки специалистов Министерства обороны РФ. Выделены особенности первого года обучения курсантов военных училищ, как общие, свойственные указанному возрастному периоду: переход из начальной школы в среднее звено, переход от младшего школьного возраста к младшему подростковому, так и характерные для военных образовательных учреждений, например, переход от привычной «домашней» обстановки к новым социальным условиям: особый режим, однородный коллектив, ограниченные контакты с семьей и референтными группами, необходимость следовать традициям данного учреждения, преобладание коллективных ценностей над индивидуальными, новый круг обязанностей и т.д. Также в статье есть описание независимых показателей социально-бытовой, учебной адаптации,а также профессионально-служебной адаптации, которая заключается в понимании и освоении своей роли суворовца. Авторы статьи уточняют виды трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся довузовских военных училищ в начале учебного процесса. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологической адаптации учащихся Екатеринбургского суворовского военного училища. Проведен корреляционный анализ между показателями социально-психологической адаптации, личностной тревожностью и групповой сплоченностью. В результате исследования были сделаны выводы о умеренном и низком уровне личностной тревожности у большинства учащихся, что свидетельствует об отсутствии дезадаптационных проявлений на уровне тревожности. На основе корреляционного анализа была выявлена положительная связь между уровнем личностной тревожности и адаптацией: чем ниже уровень личностной тревожности у воспитанника, тем эффективнее будет протекать адаптационный процесс. Полученные результаты могут быть полезными педагогам-психологам, сопровождающим воспитанников-первокурсников довузовских военных образовательных учреждений.
Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация; личностная тревожность; групповая сплоченность; младшие подростки; довузовское военное образование.

Для цитирования:

Оконечникова, Л. В. Исследование личностной и групповой компоненты социально-психологической адаптации у суворовцев / Л. В. Оконечникова, Э. Э. Сыманюк, Н. В. Усольцева // Педагогическое образование в России. – 2017. – №11. – С. 102-108.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.