Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Подрубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема позитивной социализации младшего школьника является достаточно актуальной сегодня, что прослеживается и в психолого-педагогических исследованиях, и в нормативных документах федерального уровня, связанных с образованием. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Процесс обучения должен включать не просто усвоение системы знаний, умений и компетенций, но и условия, обеспечивающие развитие личности, которая должна уметь ориентироваться и взаимодействовать с окружающими в постоянно меняющемся мире. Учебный диалог представляет собой своеобразную форму общения – это субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой дискуссии при постановке и решении учебных задач. Продуктивность учебного диалога зависит от реализации в процессе его осуществления на уроке триады задач, стоящих перед обучением в целом: конкретно-познавательной, связанной с необходимостью понять, осознать и разрешить конкретную учебную, проблемную ситуацию; коммуникативно-развивающей, где в процессе совместного познания вырабатываются умения и навыки разнопланового общения учащихся; социально-ориентационной, воспитывающей качества, необходимые для адекватной социализации индивида. Цель авторской методики учебного диалога для учащихся начальной школы на уроках русского языка заключалась в создании условий для реализации на уроках русского языка полноценного учебного диалога, направленного на позитивную социализацию младших школьников. Именно учебный диалог обладает наибольшими возможностями для решения обозначенных задач. Учебный диалог на уроках русского языка нацелен на решение предметных задач, обусловленных самим изучаемым материалом. Но при этом именно диалоговое общение создает условия для реализации коммуникативно-развивающей функции обучения, в процессе которой у учащихся вырабатываются навыки совместной работы в группе, диаде. А смысловое содержание изучаемых текстов может (и должно) быть ориентировано на осмысление, обсуждение общественно и личностно значимых вопросов, что расширяет поле образовательного процесса, выводя его за пределы учебного класса. Данная методика, ориентированная на конкретно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную функции; обеспеченная соответствующим текстовым материалом; предполагающая поэтапную смену ролей участников обучения; реализующая диалоговые приемы, способствует развитию у младших школьников социальных знаний, социального восприятия, социальной выразительности, межличностного взаимодействия, которые являются индикаторами позитивной социализации.
Ключевые слова: Социализация детей; учебные диалоги; начальная школа; развитие личности; младшие школьники.

Для цитирования:

Зайцева, Е. А. Учебный диалог как фактор позитивной социализации учащихся начальной школы / Е. А. Зайцева, Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. – 2017. – №11. – С. 77-81.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.