Подрубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается проблема реализации требований ФГОС к содержанию учебных дисциплин предметной области «Искусство». Цель статьи – раскрыть технологические основы современного урока музыки с позиции системно-деятельностного подхода. Методами исследования являются анализ критериев оценки современного урока музыки, а также существующих на практике подходов к его организации, анализ методических материалов по данному направлению. Описываются результаты оценки конкурсных заданий среди учителей музыки «Учебное занятие» в финале (очном этапе) конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2017 г. (номинация «Педагогический работник общеобразовательной организации», предметная область «Искусство»). На основе анализа результатов определяются существующие тенденции в организации современного урока (занятия) музыки. Отмечаются положительные моменты: высокий профессионализм, продемонстрированный педагогами, свободное владение учебным материалом, специальными умениями и навыками, необходимыми учителю музыки, увлеченность своим предметом, любовь к детям, способность к установлению моментального позитивного контакта с ними, создание атмосферы эмоционального комфорта, поддержки и пр. Выделяются проблемные зоны: отсутствие на занятиях творческих заданий, связанных с импровизацией, интонационным и музыкально-ритмическим самовыражением детей, с экспериментированием со звучащими жестами, звучаниями инструментов, звуками окружающего пространства, возможностями собственного голоса и пластики. Выявляются затруднения педагогов в организации на занятии творческого музицирования, актуализирующего личностный опыт детей и активизирующего их поисковую и творческую деятельность, что составляет суть системно-деятельностного подхода к современному уроку музыки. Автором раскрывается содержание принципов системно-деятельностного подхода применительно к музыкальному занятию: деятельности, максимальной ориентации на творчество обучающихся, самостоятельного «открытия» ими нового знания, вариативности, целостного представления о мире, группового взаимодействия и др. Обосновывается значимость для современного педагога владения методами творческого музицирования, организации полихудожественной деятельности, что позволяет развить у детей самостоятельность, инициативность в принятии решений, креативность, ассоциативность мышления.
Ключевые слова: Системно-деятельностный подход; мотивация обучения; интерактивные методы обучения; музыкальное творчество; полихудожественная деятельность; музыкальное искусство; методика преподавания музыки; уроки музыки.

Для цитирования:

Куприна, Н. Г. Системно-деятельностный подход и современный урок музыки (анализ конкурсных заданий по уроку предметной области «Искусство») / Н. Г. Куприна, С. А. Новоселов // Педагогическое образование в России. – 2017. – №12. – С. 75-79.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.