Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье развиваются и конкретизируются идеи, изложенные в работе того же автора, опубликованной в предыдущем номере журнала. Обсуждаются практические аспекты использования балльно-рейтинговых систем (БРС) оценивания успешности учебного процесса в вузах. В частности, выделяется задача, состоящая в поиске путей совершенствования методов построения БРС. При этом в качестве ключевых обозначаются и обосновываются два момента: во-первых, БРС должна быть ориентирована на преподавателя, ведущего учебную дисциплину, и, следовательно, быть удобной ему; во-вторых, строиться БРС должна в идеологии «снизу – вверх», то есть по отдельным видам деятельности без их взаимной увязки по возможному количеству набираемых баллов, но с нормировкой каждого вида на 1. Описывается универсальная математическая модель и построенный на ее основе алгоритм, названный «генератором БРС». Модель предусматривает учет назначаемой преподавателем весовой значимости всех видов учебной деятельности при подсчете итогового рейтингового показателя. Устанавливаются также минимальные значения долей выполнения каждого вида деятельности, ниже которых дисциплинарный рейтинговый показатель не вычисляется – это не позволяет недополучение баллов по одному виду компенсировать баллами другого. Приводятся примеры практического построения и использования в учебном процессе БРС, созданных на основе генератора и учитывающих специфику учебных дисциплин. В частности, показывается возможность построения рейтингового показателя, если помимо аудиторной работы предусмотрено выполнение студентами профессионально ориентированного проекта; демонстрируется использование схемы поэлементного анализа при подсчете показателя; приводится вариант построения дисциплинарного рейтингового показателя при оценивании сформированности компетенций. Делается заключение об универсальном характере предложенных подходов к построению БРС и удобстве их реализации посредством облачных сервисов. Обсуждаются вопросы объективности оценивания в БРС и возможности получения студентом «автомата» за изучение дисциплины. Обозначается проблема отражения практик студентов в построении рейтинга.
Ключевые слова: Оценка учебной деятельности студента; балльно-рейтинговая система (БРС); математическая модель БРС; генератор БРС; рейтинг.

Для цитирования:

Стариченко, Б. Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы моделирования / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2017. – №6. – С. 205-215.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.