Архив журнала
Индийская сказка в эстетическом воспитании детей
- 453
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается фольклорное наследие Индии. Сказка как одно из средств эстетического воспитания детей сравнивается с русскими народными сказками. Автор выделяет группы сказок и интерпретирует их с позиций эстетического содержания, национальных особенностей, жанровых характеристик. Выявление национальных особенностей помогает раскрыть особую атмосферу индийского фольклора. Большое значение придается анализу конкретных сказок с позиций нравственно-эстетического воспитания детей. Наследие Индии отражено в манускриптах, которые сохранены с древних времен. Таким примером является Панчатантра — санскритский памятник культуры и фольклора. Автор подробно описывает этот источник, приводит примеры волшебных, бытовых сказок, сказок о природных явлениях и животных. Сравнивая бенгальские сказки с русскими народными сказками, автор обосновывает значимость фольклора для воспитания детей в любой стране. Нередко сюжеты индийских и русских сказок точно повторяются (например, индийская сказка «Грошовый слуга» и русская сказка «Сивка-Бурка»). Однако поведение, поступки героев сказок разных народов зависят от национальных отличительных черт. В сказках с похожим сюжетом обычно введены национальные герои и существа. В индийских сказочных сюжетах часто героями являются индийские боги (Кали, Лакшми), брахманы, дервиши. Если в славянском сказочном эпосе распространены духи различных мест («домовые»), то в индийских сказках главными становятся образы духов, демонов, обладателей сиддхи (чудесных способностей): Дхумавати (Бабаяга), Дхумра-асура. Главное, что объединяет сказки разных народов — нравственно-эстетическая направленность; простота, ясность «сказочного языка»; победа добра над злом.
Ключевые слова: Дошкольники; младшие школьники; эстетическое воспитание; индийский фольклор; устное народное творчество; средства воспитания; сказка.
Для цитирования:
Яфальян, А. Ф. Индийская сказка в эстетическом воспитании детей / А. Ф. Яфальян // Педагогическое образование в России. – 2018. – №11. – С. 65-72.