Архив журнала
Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач
- 387
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена обсуждению подходов к оценке результативности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Анализ используемых и описанных в информационных источниках подходов выявляет ряд их недостатков. Во-первых, ни в одной схеме оценивания не ставится и не обсуждается вопрос целесообразности и оправданности использования педагогом того или иного средства ИКТ. Во-вторых, в них не проводятся различия между понятиями «результативность» и «эффективность», не учитываются ресурсные затраты (финансо-вые, расходы времени преподавателя), связанные с применением ИКТ в учебном про-цессе. В-третьих, оценки строятся, в основном, по технологическим или административным критериям, не затрагивая педагогических оснований использования ИКТ. Ав-тором выдвигается и обосновывается ряд принципов, которые для педагога могут вы-ступать в качестве основания для выбора той или технологии. Принцип превалирова-ния дидактики над технологией: первичной является дидактическая задача, а не техно-логия; роль технологии состоит в обеспечении заведомо и гораздо более успешного ее решения, чем традиционные методы. Принцип явного преимущества: применение ИКТ должно обеспечить явное улучшение какой-либо стороны существующего учебного процесса. Принцип ресурсной оправданности: в первую очередь следует развивать и внедрять те направления использования ИКТ в учебном процессе, которые имеют бо-лее высокую ресурсную эффективность. Принцип технологической актуальности: в учебном процессе должны использоваться ИКТ и образовательные материалы, отвеча-ющие современному уровню технологического и методического развития. Принцип систематичности: достижение любой поставленной дидактической цели требует систе-матического использования ИКТ. Приводятся примеры, иллюстрирующие следствия из перечисленных принципов. На основании описанных принципов предлагается схема оценивания результативности применения ИКТ в обучении. Схема предусматривает два уровня оценивания — отдельного средства (технологии) и комплекса средств.
Ключевые слова: ИКТ; информационно-коммуникационные технологии; критерии результативности; информатизация образования; эффективность обучения.
Для цитирования:
Стариченко, Б. Е. Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – №8. – С. 153-162.