Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_02
Аннотация: В настоящее время в профессиональной педагогике утверждается новая парадигма – персонализированное образование. Ее становление обусловлено социально-профессиональными изменениями постиндустриального общества. Ответом на его вызовы стала модернизация образования, целевой ориентацией которого является самостоятельное проектирование обучающимися содержания своего обучения, определение технологии учебно-познавательной деятельности, прогнозирование индивидуальных траекторий своего становления. Персонализированное образование относится к развивающим моделям обучения, научно обоснованным отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным. Практическая реализация их теоретических положений получила развитие в исследованиях Н. А. Менчинской, И. С. Якиманской, Е. В. Бондаревской и др. Отличие персонализированного обучения от развивающего заключается в усилении мотивационной составляющей, умножении учебно-познавательных способностей на основе самодетерминации, саморегуляции и самоактуализации. Важное значение придается самостоятельности в проектировании содержания обучения и реализации себя в практико-ориентированном обучении. Главный тренд этого образования – развитие личности, а не формирование знаний и умений (А. Г. Асмолов). Теоретическую основу персонализированного образования составляет субъектный подход, консолидирующий индивидуализацию и дифференциацию обучения. Цель статьи – обосновать научно-образовательную значимость инновационной парадигмы персонализированного обучения, раскрыть его тематическое ядро: развитие личности в процессе самостоятельного проектирования и реализации себя в практико-ориентированной деятельности. Методология исследования. Методологическим основанием проектирования персонализированного образования выступила теория персонализации В. А. Петровского, в которой обучающиеся представлены как субъекты развития и состоятельности. Психологическими предикторами этой теоретической установки выступили следующие характеристики субъекта учебно-познавательной деятельности: самоопределение, самоактуализация и самореализация. Ведущими методами исследования являются теоретико-методологический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения и логического обобщения психолого-педагогической литературы, а также конкретизации и обобщения мыследеятельности авторов. Панорама исследования определялась в соответствии с методологическими подходами и принципами профессиологии личности. Практическая значимость. Внедрение персонализированного образования уже широко осуществляется в общеобразовательных школах, в профессиональном же образовании пока эти технологии не получили практического применения. Во многом этот недостаток объясняется сложностью устройств, позволяющих имитировать высокотехнологическое производство. Но виртуальные мастерские уже используются в опытно-экспериментальных центрах подготовки высококвалифицированных кадров.
Ключевые слова: персонализированное образование; персонализированные траектории; профессиональное становление; проектирование профессионального будущего; модели обучения; познавательная деятельность.

Для цитирования:

Зеер, Э. Ф. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2021. – №1. – С. 17-25. DOI 10.12345/2079-8717_2021_01_02.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.